
В.Л.Муравьёв - картина "Зимний пейзаж с волками(Волки на опушке леса)"
Порой люди искусства оказываются неприспособленными к семейной жизни, но при этом их гениальность зашкаливает.
Так было и с художником Владимиром Леонидовичем Муравьевым. Его имя сейчас не на слуху, но картины он создавал изумительные.
Граф Владимир Муравьев отринул блестящие карьерные перспективы ради служения искусству.
В свое время он бросил Академию художеств, поскольку считал, что там его ничему не смогут научить, и быстро добился успеха — в том числе и коммерческого — своими пейзажами, в которых сочетал виртуозную технику и новые сюжеты: природа Крайнего Севера, сказочные зимние пейзажи и особенно прославившие автора лесные закаты.
Светское общество и отдушина — поездки в лес за вдохновением. Он был равнодушен к художественным званиям и наградам, так как не сомневался, что его титул графа все перевешивает. Из-за этого его имя было не сильно раскручено. Критики его почти не знали, публика картин художника практически не видела.
При своих деньгах и таланте живописец играючи мог привлекать к себе внимание прессы, но он этого не делал.
Муравьев писал не только закаты «в духе Клевера», но и разработал собственную нишу — сцены охоты, полные романтики и глубокого знания охотничьих премудростей и повадок животных.
Недаром его поклонниками были в основном представители дворянской верхушки, так же отдававшие дань этому увлечению, вплоть до царской семьи.
Сюжетные работы графа Муравьева были разнообразны. Он посвятил свое творчество русскому лесу, в котором главное место занимает зимний пейзаж. В изображении заснеженных сосен, елей, берез, одиноких хижин, есть особая живописность и сокровенная тайна.
Каждый художник по своему пишет снег, добиваясь подвижности, мягкости и рыхлости его фактуры. Внимание зрителя привлекала искренность и профессиональное мастерство Муравьева.
Можно подолгу стоять у работ гения, любуясь сказочной красотой леса и его обитателей. Возможно, что именно в зимнем пейзаже художнику удавалось ярче всего подчеркнуть цветовой контраст, выразить напряженность цветового аккорда.
***
После 1917 года Владимир Леонидович мог уехать из России, капитал позволял, но он остался в стране. Его ресурсы истощились. Приспосабливаться под новое время и писать в стиле соцреализма он не собирался. Он остался верен своим лесным пейзажам, птицам и животным. Единственное, что убрал с картин подпись «граф» и подписывался просто фамилией.
Новая жизнь оказалась для художника безжалостной.
Во время гражданской войны он оказался в Ростове-на-Дону, где Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красноармейскую военную часть.
В 1922 году он работал в Драматическом театре, однако из-за не востребованности и отсутствия перспектив он постепенно опустился, начал пить, за бесценок продавал свои картины на ростовском рынке.
У рабочих людей не было денег на картины, ему приходилось за копейки отдавать свои чудесные полотна на базарах.
Муравьев скончался в 1940 году, почти полностью забытый.
Его имя упоминали лишь в связи со скандальным разводом со знаменитой актрисой Верой Комиссаржевской, и только как «отъявленного негодяя» — однако как не вяжется с этим определением оскорбленной женщины светлый и поэтический мир его картин…
Сейчас его многие работы находятся в частных коллекциях.