Если вы зададитесь этим вопросом и начнёте шерстить Интернет в поисках ответа на него, то найдёте множество эссе, публикаций, афоризмов и т. п. на эту тему. Но всем хочется ясного и краткого ответа — кто же такой поэт?
Каждый может иметь своё представление о поэзии и поэтах. Они, как я думаю, будут различаться. И всё же по сути эти представления должны быть едиными. Нельзя же уподобиться персонажам басни Ивана Крылова «Лебедь, рак и щука».
На мой взгляд, любой из нас поэтом быть не может. А потому и не должен. Сочинять стихотворные рифмованные строчки под силу многим. И это полезное для своего развития дело. Сочиняйте на здоровье! Сочиняйте для здоровья! — Вот мы и сочиняем. Кто во что горазд. И если честно, положа руку на душу, нравиться наши сочинительства всем не могут. Это противоестественно.
Так кто же всё же поэт?
Есть такое понятие — чувство языка. Это дар. Он проявляется рано — ещё в школе. Ребята плохо знают орфографию, а пишут чисто: они чувствуют язык. А когда подучат немного правила, то становятся просто ассами в деле русской словесности. Это качество — необходимое для поэта: знание русского языка, умение изъясняться грамотно и, что особенно важно, — богатый словарный запас, который должен постоянно наращиваться.
Чувство поэзии — это тоже дар. Такой же, как чувство языка. Обладающий этим даром чувствует поэзию не только в стихотворных текстах, но и в прозе. Да, да! Есть такое понятие — поэтическая проза. Писать прозу, хорошую прозу, могут те, кто обладает этим даром. Подучиться тоже надо.
А теперь главное. Что для меня делает текст поэзией? Скажу лишь о самом видимом — вершине айсберга — поэтического текста. Это — яркая художественная образность. Для меня важно видеть мысленным взором образы, созданные автором. Но это не всё.
Образы должны цеплять: трогать душу. Ласкать. Заставить умиляться. Ранить. Карябать. Вдохновлять. Замирать. Восторгаться. Грустить … Все краски эмоционального восприятия. Если в конце стихотворения ничего эмоционально окрашенного не произошло, то, извините, как говорится, мимо кассы. Это не поэзия. Творение? — Пожалуй. Но не поэзия.
Хорошее стихотворение — лёгкое: по нему взгляд скользит без запинки — без сучка и задоринки! И для этого вовсе не нужно знать в совершенстве методы и способы написания стихотворений. Если произошло слияние текста с душой, то технику не замечаешь. Тем более, что технически стих может быть каким угодно. О прозе я уже упоминала.
Если автор тужится над рифмой и зациклен лишь на ней, то образы рисуются невнятные, скучные, а то и вовсе не рисуются. Остаётся один лишь пафос. А пафос без души — это пшик …
Не каждый может быть художником. Музыкантом. Поэтом … Да, нужно вдохновение. Но вдохновляются и плохие художники, музыканты, поэты.
Нужен талант. Но и его не достаточно. Нужна душевность, которая без доброго сердца не мыслима. Человек недобрый, истеричный, гневливый, завистливый, мстительный, злопамятный … хорошим поэтом вряд ли станет. Ведь всем известно, что «гений и злодейство — две вещи не совместные».
Хотя оценка поэта как личности и его творчества обычно субъективна и зависит от множества факторов.