Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

«Неравный брак» Пукирева.

У невесты есть имя. И известна ее дальнейшая судьба.

Почему ТРИ невесты на картине

Начнём с необычной детали картины Василия Пукирева «Неравный брак». Именно она поможет нам ответить на вопрос, почему же это шедевр.

Замечали ли Вы раньше, что на картине ТРИ невесты? По крайней мере три женщины, на которых надеты венки невесты.

Да, сама главная героиня вот-вот станет супругой пожилого мужчины. Но обратите внимание, что рядом с женихом, буквально за его плечом стоит дама.

Часто ее называют свахой. Тогда почему же на ней венок невесты? И стоит она как будто в белом одеянии…

Но есть ещё одна женщина с венком на голове.

Прямо за спиной священника!

Мы видим лишь часть лица. Но венок на ее голове тоже говорит о том, что она невеста.

Так кто эти дамы?

Если ту, что рядом с женихом, ещё можно было принять за реального человека. То та, что рядом со священником, никак не может быть реальной! Никто не может стоять так близко к нему во время церемонии бракосочетания.

Это призрак! То есть обе пожилые дамы в венках — души умерших жён жениха…

Получается, что Василий Пукирев соединил в картине… реальность и мистику. И вот этот контраст и интересен.

Вот смотрите. С одной стороны перед нами реальная сцена. Юную девушку выдают замуж за мужчину, который старше её лет так на 4050. Технически все изображено просто превосходно!

Художнику удалось мастерски передать реальный свет солнца вперемешку со светом свечей. Это очень сложно! Но Пукирев справился.

Ведь естественный свет холодный, а искусственный — тёплый. И вот мы видим, как разный свет делает кожу красноватой в одном месте и бледно-желто-розовой — в другом.

Все так натуралистично, что мы словно слышим треск свечей и видим летающие пылинки в рассеянном луче, льющемся из окна церкви откуда-то сверху…

Но этот же луч делает для нас видимым то, что НЕ видят герои картины. Двух старых женщин.

И вот этот момент мистики завораживает. Оказывается, мужчина пережил двух жён! Это ещё больше усиливает контраст между женихом и невестой!

С одной стороны — пожилой мужчина, вокруг которого вьются призраки. И в его глазах нет ни капли сочувствия.

С другой стороны — юная девушка, почти ребёнок. С тонкой полупрозрачной кожей. С заплаканными глазами и посиневшим виском. Она несчастна однозначно и бесповоротно. Потому что будущему мужу её ни капли не жаль. Как и родителям, которые отдают дочь за старика.

Этот контраст так поразил современников, что изменил общество!

В то время такие браки были повсеместны. За 2 года до этой картины Синод даже выпустил указ о недопустимости таких браков.

Но они продолжали свершаться. Картина же окончательно всколыхнула общество и всем стало ясно: это НЕ норма! Зрелые мужчины стали отказываться от возможности жениться на слишком юных девушках.

Но не только это сделало картину шедевром.
Почему ещё это шедевр

Василий Пукирев мастерски использовал приём «Мгновение ДО». Это когда мы видим, что художник как бы останавливает мгновение за секунду до кульминации.

Ведь невеста уже протянула руку, чтобы священник надел ей кольцо. И все это тоже на основе контраста. Светлая рука девушки почти касается темной руки священника. Ещё секунда и ее свобода прервётся. Она будет женой этого мужчины. Она принесёт себя в жертву. Ради славного имени своей семьи.

Дело в том, что перед нами Прасковья Матвеевна Варенцова. Она была внебрачной дочерью дворянина. Семья хоть знатная, но не богатая. Замужество позволяло неплохо пристроить девушку, которой нечего было и надеяться на наследство от отца. У него были и законнорождённые дети.

Также по письмам современников мы можем предположить, что в девушку был влюблён сам художник, Василий Пукирев. Но несмотря на то, что она была внебрачным ребёнком, ее не готовы были выдать за крестьянина. Ведь Пукирев был из низшего сословия. И стал художником исключительно благодаря своему таланту.

И вот девушка лет 1617, когда так хочется любить, обречена на несчастный брак. Вот она ещё свободна перед нами. Но ещё мгновение, и все, кульминация!

Первым такой прием использовал Микеланджело. Он изобразил мгновение до того, как человек оживет от прикосновения Бога.

Именно этот мастерски обыгранный приём «Мгновения ДО» сделал картину особенно драматичной. Несмотря на то, что мы не видим никаких сложных поз, сильных слез.

Казалось бы, вот на этой картине Фирса Журавлева тоже несчастная невеста. Ей тоже приходится жертвовать собой. Возможно, выдают ее для того, чтобы поправить положение семьи. Тоже за старого, но богатого.

Фирс Журавлев. Перед венцом.

Девушка закрыла лицо руками. Она глубоко несчастна. Рядом с ней обескураженный отец, которому неловко от чувств дочери. Но очевидно, он НЕ освободит ее от этой жертвы.

----------
В 2002 году стала известна судьба девушки с картины Пукирева «Неравный брак».

В Третьяковскую галерею попал ее портрет, нарисованный художником В. Суховым 44 года спустя.

Сухов. Портрет П.М. Варенцовой

Своей рукой Сухов написал на этом рисунке: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»…

Очевидно, что брак не избавил женщину от материальных забот. В богадельни попадали вдовы, у которых не было возможности себя содержать после смерти мужа. Получается, что жертва была напрасной…

Опубликовал    16 мар 2024
11 комментариев

Похожие цитаты

Свекрови БЕРЕГИТЕ НЕВЕСТОК… следующая может быть ЕЩЕ ХУЖЕ!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныТанюша  25 мая 2012

Хочу обратиться к своей будущей жене: Ты задрала! Сколько можно где-то лазить?! На дворе уже 2016 год, а тебя где-то носит? УСТАЛ жрать фаст-фуд и уже ненавижу курицу гриль! Хочу борщ, хочу дрель на 23 февраля, хочу делать после зарплаты заначку и придумывать повод чтобы попить пиво с друзьями.)

Опубликовала  пиктограмма женщиныkhill  05 фев 2016

В каждой картине - тайна, судьба, послание...

… КАК ПОНЯТЬ ПИКАССО ИЛИ КОМУ ХУДОЖНИК ПОКАЗАЛ ФИГУ

Пикассо виртуозно издевался над формой.

Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.

Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.

Затем надувал женщин, как воздушные шарики.

А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.

Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию лишают чести и попирают заветы Великого Рафаэля и пытаемся понять, ЗА ЧТО!

Опубликовала  пиктограмма женщиныСеннити  01 апр 2019