Что такое синопсис?
Я убил человека. — А ты посмотри, что такое синпосис! — сказал мне редактор. — Киевский синопсис («Синопсисъ, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-росийскаго народа и первоначальных князьях богоспасаемаго града Киева») — компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII века и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерского монастыря, в последний раз в Киеве в 1861 году. — нашел я информацию. — А давай девушек искать, пойдем знакомиться, — предложил другой редактор. — А что, будем писать роман про знакомства? — понял я.
Мы полгода знакомились, вся записная книжка была исписана телефончиками девушек. — Признавайся, ты маньяк? Ты убил человека? Я следователь. — вдруг признался редактор. — Нет, я убил человека — это первая строчка моего будущего романа, подражание Достоевскому, ты же знаешь, что я писатель. — Ааааа! Значит это синопсис! — засмеялся редактор. — Нет, синопсис — это древнерусское произведение литературы. — Да нет же, синопсис — это краткое содержание будущего романа. — Так мне же сразу сказали — узнай, что такое синопсис! — удивился я. — Ты не правильно узнал! — засмеялся редактор.
И с меня сняли все обвинения, и я пошел дописывать свой роман.
Я убил человека. Это — первая фраза моего романа, дань уважения Достоевскому, игра с читателем, подражание «Преступлению и наказанию», как Раскольников. Ирония в том, что эта фраза едва не стала началом моей тюремной истории.
«- А ты посмотри, что такое синпосис! — сказал мне редактор, ехидно прищурившись. Я знал: сейчас начнется очередная проверка на прочность моей писательской натуры.
— Киевский синопсис («Синопсисъ, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-росийскаго народа и первоначальных князьях богоспасаемаго града Кива») — компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII века и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерского монастыря, в последний раз в Киеве в 1861 году. — нашел я информацию в интернете, торжествующе глядя на редактора. Я всегда тщательно готовился к его каверзным заданиям.
— А давай девушек искать, пойдем знакомиться, — предложил вдруг другой редактор, подмигнув. На вид он был тихим и скромным, но его «предложения» всегда оказывались самыми безумными.
— А что, будем писать роман про знакомства? — понял я, предвкушая месяцы бессонных ночей, тонны выпитого кофе и ворох исписанных страниц. Я был готов. Писатель всегда должен быть готов к новым вызовам.
Мы полгода знакомились. Каждый вечер — новый бар, новый клуб, новое лицо. Вся записная книжка была исписана телефончиками девушек, каждое имя — потенциальный персонаж моего романа. Я уже видел обложку, слышал восторженные отзывы критиков, принимал поздравления от читателей.
Однажды, в особенно поздний час, ко мне подошел первый редактор. Он посмотрел на меня долгим, пронзительным взглядом.
— Признавайся, ты маньяк? Ты убил человека? Я следователь, — вдруг признался редактор. Его тон был серьезен, как никогда. Я похолодел. Он шутит? Или это часть какого-то изощренного литературного эксперимента?
— Нет, я убил человека — это первая строчка моего будущего романа, подражание Достоевскому, ты же знаешь, что я писатель, — попытался я отшутиться, но голос дрогнул.
— Ааааа! Значит это синопсис! — вдруг засмеялся редактор, но в его смехе я уловил нотки облегчения, смешанного с каким-то непонятным подозрением.
— Нет, синопсис — это древнерусское произведение литературы, — растерянно ответил я.
— Да нет же, синопсис — это краткое содержание будущего романа, — пояснил он, продолжая смеяться.
— Так мне же сразу сказали — узнай, что такое синопсис! — удивился я, чувствуя, как ко мне возвращается самообладание.
— Ты не правильно узнал! — все еще хохотал редактор.
И с меня сняли все обвинения. Оказалось, кто-то из знакомых девушек всерьез забеспокоился нашей повышенной писательской активностью и обратился в полицию. Редактор, как человек ответственный, решил проверить информацию… Своеобразно.
Я пошел дописывать свой роман, но эта история навсегда изменила мое отношение к первой строчке. Теперь я понимал Достоевского, как никогда раньше. Ирония судьбы, игра случая, абсурд реальности — вот настоящие источники вдохновения для писателя. А синопсис… Синопсис — это просто краткое изложение, которое может спасти от тюрьмы. Или наоборот, привести к ней. Все зависит от того, как на это посмотреть. И как правильно узнать, что же это такое.