Пропавшая грамота

Думая о руской арфографии, прежде всего преходит мысель отом што она усложнена. Это во многом прослабило рускую государственость. Четатель слишком много времени тратит на чтение книг и изучение правил, а так же заучивание стихов, а если-бы он посвятил это время совсем не такому безполезному делу, то мы давно мы уже жыли как люди".

Реформа русской орфографии, о необходимости которой так много говорили сначала при Хрущеве, а потом в 90-е, совершилась. При этом законодательно она пока никак не оформлена. Орфография начинает постепенно упраздняться сама собою. Она размывается. Ее уже почти не видно.

Любая газета пестрит ошибками на «тся — ться», «н — нн», на слитное и раздельное написание «не» с прилагательными и наречиями. С деепричастиями вообще творится нечто катастрофическое. «Наблюдая за прыжком, у вас возникнет вопрос» — это бы ладно, это спортивные комментаторы, которых называют прапорщиками телевидения. Но ведь и телеведущий Николай Николаев говаривал: «Посулив ему 50 000, договоренность была достигнута». С пунктуацией творится что-то невообразимое: запятыми обрастают даже такие невинные наречия, как «вчера». «Тем не менее» или «вообще» — это уж обязательно. Эта пунктуационная избыточность — черта нового времени, позднепутинского: при Ельцине запятые игнорировали вообще, свобода! Теперь их ставят везде где надо и не надо: страхуются от гнева незримого начальства. Стараются наставить как можно больше запятых, чтобы уж никто не подкопался. Это же касается страшной русской коллизии «н — нн»: в порядке перестраховки предпочитают удваивать это несчастное «н» повсюду. В нескольких сочинениях мне уже встретилось «воспитанн» и «прочитанн». И так во всем.

Орфография, ситуация с грамотностью в обществе — лучшее зеркало истинного состояния страны. Еще Достоевский предсказывал, что с упразднением «ятей» и «еров» все пойдет к черту. С упрощения русской орфографии началась послереволюционная культурная деградация; революции и оттепели вообще часто приносят с собой упрощения — и потому при Хрущеве мы чуть не получили написание «заец», максимально приближенное к фонетическому.

…предыдущее двадцатилетие расслабухи и триумфального невежества привело к тому, что культурная преемственность утрачена. Дети продолжают изучать в школах русскую литературу, но уже не понимают, зачем это надо. Им успели внушить, что знания — не залог совершенствования личности, но способ получить диплом или откосить от армии, а для жизни будет лучше, если ты быстрее забудешь все, чему учился.

«Хлестаков заводит шаржни с женой городничего». «Из-под стола вылезла помесь дворянки с таксой, спавшая на стручках». «Коробочка разводит птиц и разных домашних утварей».
Дети путают утварей с тварями, шашни с шаржнями, понятия не имеют о том, что такое стружки и чем дворянка отличается от дворняжки. Забвение правил — отнюдь не самое страшное: страшен распад языка, в котором половина слов уже незнакома, а другая — помесь жаргонизмов с англицизмами.

Я провел как-то опрос среди студентов — попросил прочитать хоть одно стихотворение наизусть. Некоторые помнили Хармса. Девочки начинали декламировать «Письмо Татьяны» и сбивались на десятой строчке. Почти все помнят по пять-шесть строчек из школьной программы, но это именно обрывки, обмылки, плавающие в вязкой среде современного подросткового сознания. Та же ситуация с орфографическими правилами: все помнят, что «не» с прилагательными пишется вместе в каких-то определенных случаях, но в каких, толком не помнит уже никто. Да и перечислить части речи, общим числом 10, могут далеко не все. Почему-то обязательно забывают местоимение и междометие, да вдобавок путают их.

Я вижу вокруг явное и катастрофическое падение грамотности, но не знаю, хорошо это или плохо. Для меня — плохо, но, может, это потому, что я привык уважать себя за грамотность, а тут вдруг уважать себя стало не за что? Тоже мне добродетель.

В поисках ответа я добрался до любимой кафедры практической стилистики русского языка на журфаке. И на любимой кафедре мне объяснили следующее.
Пункт первый. Грамотность в обществе, если судить по сочинениям и по уровню студенческих работ, не упала, а перераспределилась. Прежде более-менее грамотна была примерно половина населения, а то и две трети. Сегодня совершенно неграмотны процентов 70, а как следует умеют писать и говорить — процентов 30. То есть вместо среднего уровня появилась резкая поляризация — как, впрочем, и в материальной сфере. «Средний класс» в смысле орфографическом отсутствует так же, как и в имущественном. Причем самые безграмотные дети, как свидетельствуют репетиторы, — дети высокопоставленных и просто богатых родителей: их сведения о русской реальности стремятся к нулю, поскольку большую часть времени они проводят либо за границей, либо за заборами элитных коттеджных поселков. А не зная жизни своей страны, нельзя знать и ее язык: половина понятий остается для тебя абстракцией.

Пункт второй. Никакой врожденной грамотности не существует, это миф, а сама по себе грамотность формируется тремя факторами. Первый — зрительная память (человек много читает и запоминает образ слова). Второй — механическая память (рука запоминает, как слово пишется). И третий — знание правил, но это уже для сложных случаев, когда глаз и рука сомневаются. У тех, кто много читает и пишет, все виды памяти срабатывают механически, они не отдают себе отчета в этом и полагают, что грамотны от рождения. Тогда как наследуется только хорошая зрительная память (механическая — приобретается): вот почему так грамотны учительские дети… и дети разведчиков.

Так вот, вторая и главная составляющая — механическая память руки — сегодня решительно потеснена: компьютер, которым большинство детей владеет с детства, не предполагает начертания слова. Ударяя по клавишам, школьник не запомнит, как пишется слово «престидижитатор». Только долго и тщательно выводя его рукой, вы запомните все изгибы этих «е» и «и», «т» и «д». Кроме того, компьютер сам хорошо умеет исправлять орфографические ошибки: в большинстве текстовых редакторов эта функция осуществляется автоматически. Пользователю необязательно задумываться — в результате об истинном уровне собеседника можно судить только по его электронным письмам. Один из моих сравнительно молодых начальников умудрялся писать довольно грамотные статьи, но, заказывая мне тексты, присылал почту с такими ляпами, что я поначалу принимал это за утонченную шутку.

Пункт третий. «Безграмотность — плата за свободу», как сформулировала однажды Евгения Николаевна Вигилянская, автор лучшего на моей памяти учебника русского языка для абитуриентов. Раньше между автором и читателем стояла сплоченная армия научных редакторов, консультантов и корректоров. Иногда эти персонажи вторгались не в свою область, корежили стиль, лезли в авторское мировоззрение. Но когда они занимались своим делом, польза от них была огромная и несомненная. Сегодняшняя редакция чаще всего не может себе позволить содержать корректора. Оказаться без присмотра этой придирчивой публики оказалось еще страшней, чем внезапно лишиться патроната советской власти.
Даже в речениях и публикациях руководителей государства периодически встречаются конструкции «предпринять меры» (тогда как их надо принимать), «озвучить предложения» (тогда как озвучивают фильм, а предложения обнародуют или излагают вслух), «обсуждали о том, что» (ну, здесь понятно).

Мы озвучим, разрулим, выскажем. Что — не уточняется. Потому что все это — суета вокруг пустоты, утрата объекта, конец материи. Власть, обслуживающая сама себя. И орфография — истинное зеркало ее компетентности и тайная проговорка о задачах: по любимому толстовскому выражению, ДЕЛАТЬ НИЧЕГО. Это, подчеркивал Толстой, гораздо хуже, чем ничего не делать.

Дело даже не в том, что наша речь неправильна. Дело в том, что наша нынешняя речь не предполагает уважения к собеседнику [и к себе самому!]. То есть мы не хотим, чтобы он уважал нас за грамотность. Пусть уважает за что-то другое — за деньги, например, или за умение поставить этого собеседника на место. Знание орфографии, свободное владение цитатами, связная и богатая речь перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник.

Впрочем, остались еще люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля, а знание наизусть тысячи стихов — вполне достаточный аргумент, чтобы влюбиться в этого знатока. Только количество этих людей вернулось к уровню, скажем, XVIII века — когда интеллигенция только-только начинала формироваться.

Опубликовала     28 декабря 2013 49 комментариев
КОММЕНТАРИИ
|По порядку
  • Аватар Ивушка
    5 лет назад
    Ой, как мне нравятся комментаторы. Рассуждают о грамотности, понаставив многоточий. Кто мне объяснит смысл всех этих многоточий? Суют эти точки куда попало, аж читать не возможно. Что это за новая мода такая? Что хотят сказать этой кучей точек?
  • Аватар Бекки
    Ивушка
    5 лет назад
    это не новая, это довольно старая мода... стиль интернет-общения... у каждого комментатора - свой почерк)))))
  • Аватар Бекки
    Ивушка
    5 лет назад
    и, кстати, к грамотности это не имеет никакого отношения)))))))
  • Аватар Марена
    Ивушка
    5 лет назад
    Хорошее отношение друг к другу!
    Вам - без точек вообще!
  • Аватар ДуШаМоЯ
    Ивушка
    5 лет назад
    точка, как и в жизни, очень многое может означать, каждый сам себе барин, как ее воспринять................................
  • M
    5 лет назад
    Больная тема...((
  • Аватар Марена
    Marol
    5 лет назад
    пропавшая грамота ................
    самое страшное не читают они книг .............
    не могут - слаборазвита вторая сигнальная система ............. сколько раз тестировала ............. без картинок никак .............. это мы как собачки Павлова - скажи халва и сразу жить уже веселее ))))))))))))))
  • M
    Марена
    5 лет назад
    Тут цепочка. Не читают, нет техники чтения, читают медленно, больше времени на вполнение домашних заданий, пока дочитывают условия задачи, забывают, с чего там начиналось. Учитель физики у нас уже напрямую увязывает неумение решать задачи с неумением читать. Наблюдаю: для детей началки читать и смотреть картинки почти одно и то же. Берут книгу, через урок приносят: прочитал.
  • Аватар Favorite
    5 лет назад
    Прочла... И видела как то в инете такие слова... учись на отлично, получи диплом и потом двоечник который у тебя списывал примет тебя на работу... как то так... А стихи у них сейчас уже другие... Поначалу с сыном как "училась" в школе, еще были ТЕ стихи. А потом...заменили учебники, и стихи они учат уже другие... Да и в новых учебниках порой столько ошибок...что увы и ах..
  • Аватар Марена
    Favorite
    5 лет назад
    меня больше всего волнует математика ........... решаем задачу - не решается - хорошо когда есть ответ - решаю в обратном порядке - оказывается в условии цифру одну перепутали - очепятка, ну предположим - но ведь по учебнику не первый год занимаются - у нас тоже такое было - учительница говорила - исправьте в такой-то задаче такие-то цифры, либо было исправлено до нас... я понимаю за такие деньги им работать не хочется, но как-то это неэтично .................
  • Аватар Favorite
    Марена
    5 лет назад
    Когда я училась в школе...мама все стихи знала....у них тоже такие были...а сейчас уже нет... Как я рада что закончила с сыном "учится"))) Осталось еще раз пройти школьный курс с дочкой))) И все!!!)))
  • Аватар Татьяна_К
    Favorite
    5 лет назад
    слова эти по поводу двоечника и отличника остаются словами в инете, а в реале есть некоторые отличия! Я двоечника или даже троечника на работу не приму, и таких, как я много))))
  • Аватар Favorite
    Татьяна_К
    5 лет назад
    Ну... это сказано не про всех... Есть двоечники и троечники которые и не работают во все))) А есть такие двоечники, которые сами принимают на работу!))
  • Аватар ДуШаМоЯ
    5 лет назад
    Для примера: за новой программой (виконуючи Державний стандарт освіти) у 5 классе за первый семестр ни одного стихотворения для изучения на память(((
  • Аватар Марена
    ДуШаМоЯ
    5 лет назад
    да - заметили ... мы в 7 уже тоже стихов практически нет ((((((((((((((
  • Аватар ДуШаМоЯ
    Марена
    5 лет назад
    Я учу 5 класс
  • Аватар Татьяна_К
    ДуШаМоЯ
    5 лет назад
    "Чтобы решить проблему утечки мозгов, правительство приняло программу дебилизации населения"))
  • Здорово
  • Аватар ДуШаМоЯ
    Татьяна_К
    5 лет назад
    ++++++++++++++ цитата)
  • МИ
    5 лет назад
    На самом деле жаль... деградация полнейшая.
  • ну когда-то письмо без ятей и еров казалось таким же ............ может всё же виток спирали?! )))))))))))))
  • Аватар Татьяна_К
    Марена
    5 лет назад
    маленько спираль поломалась )
  • Т
    5 лет назад
    У наших детей желание читать порой отбивают сами учителя. Дочь учится в гимназии - количество изучаемых литературных произведений просто зашкаливает, на анализ одного уходит один - два урока. Стихи просто зазубриваются ради оценки. Так и хочется сказать учителю - Лучше меньше да лучше.
    .
  • Аватар Марена
    Тавлади
    5 лет назад
    бывает и так ... увы и ах - современная программа имеет совершенно другую цель нежели воспитание гармонично развитой личности ................

Похожие цитаты

Говорим все время о бывшей России как стране сплошной неграмотности, темноты и невежества. Как будто грамотность только в том, чтобы знать буквы алфавита и уметь что-нибудь прочитать и что-нибудь нацарапать на бумаге. Ведь было полно умельцев, мастеров своего дела. Разве столяр-краснодеревшик, изучивший все тонкости дерева, разве чеканщик по серебру, разве плотник, умевший срубить Кижи, разве пчеловод, изучивший все повадки пчел, разве иконописец, овладевший мастерством живописи, разве травник (травница), проникший в тайны трав, разве даже печник или горшечник, один из них складывающий печи с прекрасной тягой и прекрасно удерживающие тепло, а другой обжигающий горшки со звоном почти что фарфора, — разве все они были безграмотны в своем деле, если они были мастера высокого класса? А буквы алфавита? Тьфу. Любой дебил выучит их за неделю.
* * *

Опубликовала  Marol   02 февраля 2014 18 комментариев

«С Москвы» и «укрАинский»: почему так нельзя говорить? 8 лингвистических вопросов, связанных с географическими названиями Вчера началась Олимпиада в Сочи. В ближайшие две недели зрители услышат, а журналисты произнесут и напишут сотни названий разных стран, городов и их жителей.

1. Если можно сказать «в Салониках», то почему нельзя — «в Сочах» и «в Хельсинках»?

Есть названия городов, которые очень хочется склонять как существительные в форме множественного числа. Например, Сочи или Хельсинки. На самом деле варианты «в Сочах» и «в Хельсинках» неграмотные, потому что оба эти названия несклоняемые. А вот с Салониками все наоборот. Правильно: в Салониках, из Салоник, к Салоникам. Эти различия надо просто запомнить. Одни названия склоняются, другие — нет.

2. Обр…

Опубликовала  Осенний Джаз   09 февраля 2014 4 комментария

На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. Дело в том, — и сейчас я раскрываю большой секрет, — что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они — те, для кого письмо и чтение стали, по существу, основным инстинктом. И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определенному графическому облику слов у них не сформировано.

Из книги "Русский язык на грани нервного срыва"

Опубликовала  Маrol   05 ноября 2014 17 комментариев
Лучшие цитаты за 7 недель Дмитрий Львович Быков: 121 цитата