Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

«Дама из Эльче»: Тайна каменного лика, пришедшего из глубины веков

4 августа 1897 года. Рабочие, случайно расчищавшие склон холма Ла‑Алькудия в юго‑восточной Испании, наткнулись на камень. Им оказался один из самых загадочных и совершенных артефактов древности — известняковый бюст, позже названный «Дамой из Эльче». Её лицо, застывшее в величавом спокойствии на протяжении 2400 лет, смотрело в мир, который уже успел забыть о её создателях.

В тот день подросток Мануэль Кампельо Эсклапес, помогавший на полях, заметил в земле очертания человеческого лица. Аккуратно расчистив находку, он освободил статую, которую местные жители тут же прозвали «Королевой мавров». Иберийское искусство, известное прежде по скромным керамическим черепкам и грубым вотивным фигуркам, в одночасье обрело свой абсолютный шедевр.

Бюст высотой 56 сантиметров и весом около 65 килограммов был вырезан из цельного блока известняка с ювелирной тонкостью. Но его потрясающая сохранность — отсутствие сколов, ясность черт — породила и первые сомнения. Некоторые современники находки даже посчитали её искусной подделкой: настолько она выбивалась из всего, что было известно о древних культурах Испании до прихода римлян.

Аристократка, жрица или богиня?

«Дама» — это не просто портрет. Это сложный, многослойный символ, каждая деталь которого полна значения.

Головной убор и украшения. Её голова увенчана грандиозным сооружением — двумя огромными спиралевидными ролло (буквально «катушками» или «валиками»), обрамляющими лицо. Они украшены тиарой, расшитой бисером диадемой и покрыты тонкой тканью, напоминающей вуаль. Это не бытовая причёска, а сакральный головной убор, вероятно, указывающий на высочайший социальный или религиозный статус. Три массивных ожерелья на её груди, в которых угадываются стилизованные подвески‑амулеты, дополняют образ немыслимого богатства и власти.

Одеяние. Фигура облачена в многослойный костюм — тунику, тогу и плащ, — демонстрирующий глубокое знакомство с средиземноморскими модами. Это говорит об иберийской элите, которая была интегрирована в сложную сеть культурных и торговых связей с финикийцами, греками и карфагенянами, не теряя при этом своей уникальной идентичности.

Выражение лица. Идеализированные, спокойные и невероятно «современные» черты лица Дамы — её главная загадка. В этом лице нет архаической скованности или примитивизма. Оно излучает достоинство, сосредоточенность и внутреннюю силу. Кем бы она ни была — верховной жрицей, почитавшей богиню плодородия Танит, обожествлённой предком‑матроной или правящей королевой, — её образ создан для того, чтобы внушать благоговение.

Самая интригующая техническая особенность бюста была обнаружена сзади — большая сферическая полость глубиной около 16 сантиметров. Её назначение остаётся предметом острых научных дискуссий:

Погребальная урна. Наиболее распространённая гипотеза. Полость могла содержать пепел или костные останки знатной особы, превращая портрет в вместилище её души и вечный памятник. В пользу этого говорит практика кремации, известная у иберийской знати.

Реликварий. Полость могла служить тайником для особенно ценных сакральных предметов — амулетов, свитков или ритуальных предметов, связанных с культом.

Ритуальный объект. Некоторые исследователи полагают, что полость имела чисто практическое или символическое значение — например, для крепления бюста к стене святилища или колонне либо как символическое «окно» в потусторонний мир.

Отсутствие однозначного ответа только усиливает ауру тайны, окружающую статую.

С момента обнаружения «Дама из Эльче» стала объектом не только научного, но и политического интереса. В разное время её объявляли:

доказательством высокого развития автохтонной иберийской цивилизации;

плодом прямого влияния греческих мастеров;

произведением финикийского или карфагенского искусства;

даже изображением Атлантиды, что породило волну спекулятивных теорий.

Сегодня, после десятилетий изучения, она признана квинтэссенцией иберийского искусства — уникальным синтезом местных традиций и средиземноморских влияний. Она — живое доказательство того, что Пиренейский полуостров IV века до н. э. был не «дикой окраиной», а частью динамичного, взаимосвязанного древнего мира.

earth-chronicles.ru/

Опубликовал    сегодня, 16:23
0 комментариев

Похожие цитаты

Годы летят незаметно… А по лицу не скажешь.

© Полынь 4877
Опубликовала  пиктограмма женщиныПолынь_  27 фев 2017

Летят года, мелькают лица.
А нам бы раз ещё влюбиться…

Опубликовал(а)  Павел Дидковский  04 ноя 2021

Как мудро и правильно время,
в семнадцать отказ, как выстрел в лицо…
А встретишь её через годы случайно,
поймешь, как тебе повезло…

№ 112041003978

© edi shraer 345
Опубликовал  пиктограмма мужчинышраер эдуард  19 сен 2023

Я четырнадцать лет полонянкой была
Под татаро-монгольским игом,
Терла смуглую спину его добела
И ногти загнутые стригла.
Подносила покорно еду и питье
Ему и его батырам.
И похоть дышала в лицо моё
Гнусным бараньим жиром.
На пятнадцатый год удалой рысак
Сбросил его с седла,
И увидел тогда он в моих глазах
Поверженного себя.
И утерла я кровь на его лице,
Руку, бедному, подала.

Опубликовала  пиктограмма женщиныГраня  12 июл 2024