Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

А.Солтанов - картина «…не буду больше проклинать землю за человека», 2023 год

Современные российские художники. Альберт Солтанов,1974 г.р. Работы художника находятся в государственных музеях и галереях России, а также в частных коллекциях у нас в стране и за рубежом.

Альберт Солтанов — тонкий и глубокий художник, размышляющий в своём живописном творчестве об окружающем нас мире и месте в нём человека.

Название этой картины является цитатой из Книги Бытия: «…не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт 8:21). Оно относится к потомкам Праведного Ноя.

После того, как завершился всемирный потоп, и Ной получил повеление выйти из ковчега, он в первую очередь принес жертву Богу, поблагодарил Бога за свое избавление от смерти в водах потопа и получил обетование.
Но обетование это было дано не только конкретно Ною, но в его лице и всем его потомкам, то есть всему человечеству.

На представленной картине художник изображает землю после Великого Потопа. На первом плане мы видим гору Арарат, с останками Ноева ковчега, полуразрушенного, с потемневшими от времени деревянными бортами. На обломках этого величественного сооружения сидит голубь — символ Божественного благоговения, радостной вести праведному Ною об окончании потопа и начала новой жизни.

На втором плане изображена горное плато, представляющее собой равнину с зеленеющей на солнце травой. Вдалеке пасутся овцы, символизирующие послепотопное человечество, слушающее голос своего пастыря -Бога и возносящее Его в молитвах.

У подножия горы раскинулись бескрайние долины с растущими виноградниками и зеленеющими полями. В буйной зелени видны черепичные крыши домов, где расселились люди, занимающиеся возделыванием земли и выпасом скота.

Над мирным прекрасным пейзажем раскинулось голубое бескрайнее небо с плывущими кучевыми облаками. Тихая гладь виднеющегося вдали озера создает ощущение умиротворения и покоя — отныне Господь не наказывает человечество, потомки Ноя, расселяясь, наполняют обновленную землю, исполняя Божественные заповеди, трудясь в поте лица своего и вознося хвалу Господу-Вседержителю за мирное и благополучное бытие.

Картина создает ощущение покоя, светлой радости. Сочетание светло-зеленого, желтого и голубовато-бирюзового цветов усиливают эмоциональное настроение, открывая зрителю картину мирной и безмятежной жизни обновленного человечества.
***
На переднем плане работы крупно изображен фрагмент остова разрушающегося ковчега. Но взгляд зрителя стремится вдаль, вглубь изобразительного пространства, где показана спокойная безмятежная жизнь. Слева — белые городские стены, возле которых мирно пасутся овечки, справа, вдали, угадываются деревни, сады, виноградники. Разноплановость, разноуровневость изображаемого позволяет художнику многомерно показать пространство спокойной благостной жизни, наполненной радостью, светом, теплом. Этому ощущение безмятежности, радости, тепла создают сияющее светлое небо, сочетание в работе оттенков охры, оттенков зеленого. Кажется, и не было никакого потопа. Но что-то не дает зрителю, вглядывающемуся в пространство картины, полностью успокоиться, что-то его тревожит. Этим «что-то» оказывается не сразу обращающее на себя внимание изображение ворона, которого Альбер Солтанов сознательно сделал не сильно контрастирующим с окружающей безмятежностью, чуть-чуть усилив его по цвету.

Ворон был первой птицей, которую Ной выпустил из ковчега, чтобы проверить, не отошли ли воды. Но ворон не вернулся (См. Быт. 8:7).
Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что ворон — нечистая птица — не вернулся обратно в ковчег потому, что является падальщиком, а пищи на земле, только очищенной от волн потопа, для него было предостаточно. Вот он и остался питаться
человеческими останками и останками животных.

Образ ворона и в сознании людей, и в культуре часто мыслится как «нечистый», недобрый, в лучшем случае — не несущий никаких вестей, в худшем — несущий дурные, порой он — символ неминуемости беды, безысходности.
В картине Альберта Солтанова ворон как раз напоминание о том времени, когда эта птица летала и клевала, согласно указанному толкованию святителя Иоанн Златоуста, останки тел погибших во время Всемирного потопа. О том времени, которое люди, живущие в этом пасторальном мире, кажется забыли.

И наш взгляд вновь возвращается к переднему плану, к остову ковчега, который притягивает к себе внимание, как бы нам не хотелось вглядываться в прекрасные дали.

Ноев ковчег — ковчег спасения конкретных людей — это и прообраз ковчега спасения человечества — Церкви. Не случайно даже собственно здание христианского храма связывается с кораблем, не говоря уже о Церкви в мистическом, символическом смысле. Только на этом корабле люди могут спастись, переплыть бушующее море в здешнем профанном мире и оказаться в мире Горнем.
Разрушающийся ковчег ни в коей мере художник не ассоциирует с Церковью, поскольку «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). А вот отношение людей к Богу, их отход от Него, от Церкви — это и есть то самое погружение в бездну «вод», и гибель в этой бездне, хотя Ковчег спасения человечества открыт абсолютно для каждого. Сколько раз человечество продолжало делать это, ничему не научаясь!

Господь всегда держит Свое слово, но люди, с дарованной им свободной волей, как показывает многотысячелетняя история человечества, сами прекрасно умеют уничтожать и землю, и друг друга.
Знание о бывших катастрофах человечества и предчувствие грядущих — и в изображении ворона, и в том, что остов ковчега, почти разрушенный, подчёркнуто вынесен на передний план. Люди ничему не учатся, и новый ковчег вряд ли построят… К тому же они, как говорилось выше, сами стараются отойти от Ковчега спасения.

Опубликовала    сегодня, 12:07
5 комментариев

Похожие цитаты

О.И.Молчанов - картина "Русская Венеция"

Олег Иванович Молчанов (1966 г.р. ) окончил Ярославское художественное училище в 1986 г, а в 1995г. - Академию живописи,ваяния и зодчества И.Глазунова. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Заслуженный художник России.

Пейзажи художника Олега Молчанова — это особенное выражение любви к своей Родине.
Не зря искусствоведы и критики отмечают, что к написанию пейзажей художник относится с такой же серьёзностью, с какой пишет иконы — с верой и любовью.
Вероятно, по этой причине на большей части работ художника мы видим православные храмы.
***
Церковь Преображения в Спас-Вежах вошла в историю русского искусства, как памятник, завершающий развитие клетских храмов в национальном деревянном зодчестве.
Церковь распол…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  14 мар 2025

Андрей Миронов - картина "Христос и грешница"

В Великую среду на Страстной седмице христиане вспоминают грешницу, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению (Мф. Глава 26, стихи 6-13)

Андрей Николаевич Миронов — российский художник, родился в Рязани 20 апреля 1975 года. Известен в основном как портретист, также работает и в жанре религиозной живописи.

Участие в Первой чеченской войне, а также работа в полиции оказали значительное влияние на его творческое развитие. Художник определил христианство как «главную тему своего творчества.
С 2008 года является членом Международного Художественного Фонда Московского Союза Художников.
Сегодня его картины находятся в частных коллекция…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  16 апр 2025

Никогда не мстите подлым людям. Ведь они себя и так съедают. Всё хорошее, им данное от Бога, подлостью своей испепеляют. Злостью наполняя свою душу, приближают час своей расплаты. Ваше счастье-поперёк им горла. Пережить его-силёнок маловато. Ведь недаром говорят в народе:"Если враг увидит твою радость, как бы ни желал словами блага, вряд ли испытать сумеет сладость" И от злости, как от боли, стонут нервы. Хорошо Вам-а ему всё это-ядом. Значит, месть сама врага находит. Мстить, поверьте, никому не надо!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВардан 001  04 фев 2013

Завтрак с Богом

Малыш хотел увидеть Бога.
И хоть туда, где Бог живёт,
Довольно длинная дорога,
Он стал готовиться в поход.
Печенье, кексы, банки с соком
Сложил в походный рюкзачок.
И в путь пустился ненароком,
Надев спортивный пиджачок.
Идёт по парковой аллейке.
Вокруг покой и тишина.
И лишь под вязом, на скамейке,
Седая женщина. Одна.
Он подошел, уселся рядом
И вынул сок из рюкзака.

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  22 янв 2013

Неси свой крест...

Неси свой крест!!! Не говори, что тяжко…
Кому-то в этот миг в сто раз сложней…
Но не носивши ближнего рубашку,
Судить его грехи вовек не смей…
Не истоптав в его лаптях дорогу,
Ты о его ошибках не суди…
Носи в себе не гнев на мир, а Бога…
И даже если нету сил — иди!

Неси свой крест, когда тоска сжимает
Твоё больное сердце до крови…
Когда тебя уныние съедает,
И, кажется, что в мире нет любви,
Себе тверди, что счастье есть на свете,

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина  01 дек 2014