В Великую среду на Страстной седмице христиане вспоминают грешницу, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению (Мф. Глава 26, стихи 6-13)
Андрей Николаевич Миронов — российский художник, родился в Рязани 20 апреля 1975 года. Известен в основном как портретист, также работает и в жанре религиозной живописи.
Участие в Первой чеченской войне, а также работа в полиции оказали значительное влияние на его творческое развитие. Художник определил христианство как «главную тему своего творчества.
С 2008 года является членом Международного Художественного Фонда Московского Союза Художников.
Сегодня его картины находятся в частных коллекциях, в Каширском краеведческом музее, в Казанском монастыре Богородицы и в Никольской церкви в Ямской слободе (Рязань).
Художник представил авторское видение известного евангельского эпизода:
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему.
Он сел и учил их.
Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних, и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши»
(Ин. 8:111).
На полотне художник представил павшую к ногам Иисуса Христа грешницу, которая была спасена от позорной казни через побивание камнями. Художник использует необычный ракурс, показывая только лицо грешницы, которая с трепетом и надеждой припала к ногам Спасителя. Мы не видим ни фигуры самого Спасителя, ни Его лица, ни собравшейся у храма толпы иудеев.
Сюжет лаконичен, целью художника было отразить психологизм — весь спектр переживаний приговоренной к смерти женщины, приведенной толпой на суд. Чтобы выразить безграничное милосердие Божие, художник как бы «обрезает» картину, используя эффект фотографии.
Мы видим сильно увеличенный фрагмент, который удивительным образом передает зрителю драматический момент, заставляя его, затаив дыхание, вглядываться в лицо падшей женщины, уже раскаявшейся, осознавшей всю тяжесть своего падения, с надеждой ожидающей утешения от Спасителя, находящейся на грани жизни и смерти.
Сочетание холодных цветов, аскетичный колорит усиливают тревожное состояние перед предстоящей казнью. Но голова женщины, припавшая к стопам, ее надежда на милость Божию развеивает страх и тревогу.
Так всякий грешник, омываясь слезами покаяния, находит утешение, припав к ногам Всемилостивого Господа.
И в воздухе слышны слова Христа, Его тихий, но уверенный голос: «иди, и больше не греши».
***
Картина написана в 2011 году. В своем интервью художник отвечал: «Мне нравится писать библейские сюжеты, — с одной стороны, это интересно, а с другой — эмоционально сложно. Поэтому приходится делать передышки между такими полотнами и писать натюрморты или портреты. Меня больше всего интересует раскрытие сюжета. Один незначительный, казалось бы, момент библейской притчи можно наполнить деталями, смыслом и философией символизма. Не зря же раньше говорили, что «иконы — это Библия для неграмотных»».