Место для рекламы

Великолепный. Неисправимый. Профессионал. Жан Поль Бельмондо

Сегодня исполняется 88 лет французскому актеру Жан-Полю Бельмондо. Прекрасный, мужественный, харизматичный бунтарь с неотразимой улыбкой родился в 1933 году в Нёйи — сюр — Сен, предместье Парижа, где проживали довольно состоятельные люди, бизнесмены и представители творческой интеллигенции. Жан — Поль вырос в творческой атмосфере, его отец Поль Бельмондо был скульптором, а мать Мадлен Бельмондо — художницей. К своим двадцати годам будущий актер определяется с выбором профессии и поступает в Высшую национальную консерваторию драматического искусства.

Бельмондо никогда не считался «классическим» красавцем — перебитый нос (результат занятий боксом), вывороченные губы. Итальянцы в связи с этим даже присвоили актёру прозвище Урод.

Но то, что действительно делает актёра неотразимым — его обаятельность и харизма. С возрастом его облик умного и талантливого человека приобретает особый благородный шарм.

«Наверное, я угадал нужный момент: пришел со своим перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли. Для кино началось новое время …»

Бельмондо дебютирует в фильме «Мольер» в 1957 году, однако эпизоды с его актёрским участием вырезают перед самым выходом киноленты на экран. В фильме «Будь красива и помалкивай» Бельмондо играет уже более значительную роль, работая с только дебютировавшим Аленом Делоном. Важно отметить, что взаимоотношения с Аленом Делоном играют значимую роль как в жизни, так и в творчестве Бельмондо. Делон является одновременно другом и соперником актёра. Они были дружны в юности, работали вместе в фильме «Борсалино», но поссорились, не поделив славы, а в 1997 вновь встретились на съемочной площадке у Патриса Леконта, снимающего кинофильм «Один шанс на двоих», где французская полиция сталкивается с русской мафией.

Однако мировая слава приходит к 26- летнему актёру после роли беспечного негодяя Мишеля Пуакара в фильме Жана Люка Годара «На последнем дыхании» — одной из ключевых лент мирового кинематографа. С Годаром к тому времени Бельмондо работал уже не в первый раз, до этого в 1957 году он снялся в короткометражке Жан — Люка «Шарлотта и ее Жюль». И когда Годар предложил актёру новую роль, Бельмондо решил согласиться на новый «эксперимент»: фильм снимался без сценария, камеру, за неимением средств, возили на обычном стуле с колесиками вместо специальной тележки.

Жан — Поль Бельмондо так рассказывал о первом съемочном дне в Марселе 17 августа 1959 года:

«Снималась сцена в телефонной будке. Я вошел в нее и ждал указаний от Годара. Увидев мой вопросительный взгляд, он сказал мне: «Делай что хочешь «, а потом: «Давай отложим съемку до завтра. Ничего не соображаю, пошли — ка отсюда»… Ни разу потом я не ощущал такого чувства свободы, как на съемках у Годара. Казалось, перед нами любитель, который развлекается.»

Этот полнометражный дебют Жан — Люка Годара сейчас называют точкой отсчета «французской новой волны», изучают в кинематографических школах и продолжают цитировать и копировать отдельные сцены.

У Годара Бельмондо снимался ещё в нескольких фильмах. Их последняя совместная работа — фильм «Безумный Пьеро» оказалась, возможно, даже сильнее первой. Хотя фильм в свое время ругали и за чрезмерное, по мнению критиков, количество насилия и за то, что в названии есть прямая отсылка к прозвищу Пьера Лутреля, преступника № 1 в послевоенной Франции, хотя по сюжету фильм никак не связан с его историей.

Бельмондо много раз рассказывал, что он всегда с большим наслаждением работал с Годаром, и эту свою роль называл одной из самых любимых. Но с определенного момента их сотрудничество не продолжилось более. Бельмондо так сказал в одном из интервью:

«Годар навестил меня лет двадцать — двадцать пять назад. Я тогда купил права на экранизацию книги Месрина «Инстинкт смерти». Годар заинтересовался, но хотел, чтобы в фильме я просто читал книгу, смотря в камеру. Он хотел снять картину об актере, мечтающем сыграть роль Месрина… Тем дело и кончилось. После этого я его не встречал».

В карьере Бельмондо роль «Безумного Пьеро» подвела своеобразную черту, в последующие несколько десятков лет он все больше обращался к жанру комедии и занимался более массовыми, более коммерческими кинолентами, всё меньше внимания уделяя авторскому кино.

«Если послушать иных болтунов, выходит, что я умер после «Безумного Пьеро «. Да, я не снимался в одних шедеврах. Но если бы мне предстоял выбор между фильмом, способным вызвать восторг кучки снобов, и картиной, которая бы получила горячее одобрение публики, я ни минуты не стал бы раздумывать, в чем сниматься.»

Всё менялось, менялся и Бельмондо: из циника в ироничного авантюриста, в честного шпиона и безумного каскадера. Бебель (так называют Бельмондо его французские почитатели), к своим почтенным восьмидесяти годам стал уже национальным достоянием во Франции. В России также всегда питали особые, нежные чувства к фильмам с Бельмондо.

Он становится одним из самых коммерчески успешных актёров Франции. Бельмондо создает компанию «Cerit» (по девичьей фамилии бабушки актёра) для производства своих собственных фильмов. А в 1987 году возвращается в театр, впервые после 28 лет перерыва, и с этого момента совмещает работу в кино и театре. В начале августа 2001 года Бельмондо переносит инсульт.

Летний день не предвещал никакой беды: актёр играл с друзьями в футбол на Корсике и вдруг рухнул, как подкошенный. Сознание вернулось довольно скоро, но речь отнялась, и тело никак не хотело слушаться. Врачи полагали, что актёр может так и не восстановиться после случившегося. С этого момента Жан — Поль прекратил работу как в театре, так и в кино.

Восстановление проходило крайне тяжело, у актера была парализована вся правая половина тела, он с трудом мог говорить и еле передвигался, опираясь на трость. И, все же, семь лет спустя он вернулся на экраны, но уже совсем не тем, каким его помнили. «Это я, без каких бы то ни было спецэффектов «, — сказал Бельмондо, добавляя, что согласился на роль именно потому, что ему представилась уникальная возможность сыграть старого и немощного человека, т. е. фактически самого себя в этот момент.

«Человек и его собака» — ремейк ленты Витторио Де Сика «Умберто Д.» 1952 года. Покинутый близкими людьми, оставшийся на улице без средств к существованию герой, находит утешение в своем единственном друге, собаке, которую он так и называет «Моя Собака «. Еженедельник Le Point писал в рецензии на этот фильм: «…потрясает то изображение человеческой дряхлости и разочарования в мире, когда единственным смыслом жизни становится… собака.»

В интервью журналу «Пари — Матч» Бельмондо сказал об этой своей работе: «Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съёмках я был счастлив как никогда. Этот фильм не похож на то, что я делал раньше, эта работа — совсем в ином ключе.»

«Его возвращение — уникальный случай в истории кино «, — говорил друг Бельмондо, телеведущий Мишель Друкер. — «Не имеет значение хороший это фильм или плохой. Для страны, для народа Франции — это значит: Жан — Поль вернулся.»

В 2011 году вышел документальный фильм Винсента Перро «Бельмондо: Путь», премьера которого прошла в рамках Каннского фестиваля 17 мая. Актёр появился на красной ковровой дорожке под музыку из кинофильма «Профессионал». В начале 2015 года актёр сообщил о завершении своей актерской карьеры. Сейчас Жан — Поль Бельмондо — совладелец итальянского ресторана «Стресса» (Stressa) на улице Chambiges в Париже. Его партнёрами по бизнесу являются два брата, которые постоянно заняты делами семейного ресторана.

«Что касается какого — то особого секрета долголетия, то его нет. Я просто очень хочу, чтобы это продолжалось как можно дольше, хочу жить. "

Очень хочется от всей души пожелать замечательному Бельмондо здоровья, отличного бодрого настроения и еще долгих лет жизни.

Опубликовал    14 апр 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Александр Ширвиндт. «Ветер перемен»

Я могу набросать портрет поколения. Но зачем? Мне кажется, сегодня наш опыт мешает.

В словарях типа Даля написано, что «на сто лет считают три людские поколенья». Так что у меня идёт конец третьего поколения.

Мы — моё и предыдущее поколение — как жили? Мы не знали, что такое деньги. Была зарплата и сберкнижки. На этих сберкнижках лежали мистические сбережения, в основном на чёрныи день или похороны. Старички и старушки копили, чтобы их похоронили по-человечески. В остальном была коммунальная ж…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  07 мар 2020