Место для рекламы

Банник – это мистическое существо из русского фольклора. Домовой, который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными.

Кто такой банник

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.
Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется, — станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т. е. задом наперёд, он может совсем зашпарить.

После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о «четвертой» банной смене было распространено на Руси повсеместно.

Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.
Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу!
А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её.

Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем…

Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: «Прибавьте пару!" — и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом…

Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет.

Легенды о бане и баннике

ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ
Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.
— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!
И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.
Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, — не откликается, начала ломиться в дверь — не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором — только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.
Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-
париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:
— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!

СКУЧНО СТАЛО
Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: «Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет».
Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит:
- Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку.
— А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я.
Та и сунула. А банник-то и говорит:
— Вот и попалась мне.
Руку-то схватил, да колец-то насадил железных — лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое-как руку выдернула она из кона, и побежали обе.
Прибежали домой и говорят:
— Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то — железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый, — рука-то вся какая большая да мохнатая.

БЕССТРАШНАЯ ДЕВКА
Одна девка бесстрашная в баню пошла.
— Я, — говорит, — в ней рубаху сошью и назад вернусь.
Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают.
Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани.
Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались. ГРОБ

СКОЛОТИЛИ
Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет.
Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит:
- Вот, мне сейчас гроб делают.
И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат.
Мужик кричит:
- Вот теперь заколачивают!
И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он -мертвый, в гробу, посреди бани.

СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ
Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился — понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.
Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:
— Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!
Собрался опять Потанька попариться в баньке. Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу. Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать.
Берёза говорит:
- Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку. По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:
— Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку.
Ручей говорит:
- Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит.
Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал. Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать — а с него дождь льёт, взглянул — а он весь в сосульках стал.
Потанька говорит:
- Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!
Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом.
Потанька говорит:
— Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!
Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит: — Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!
Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать. Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде — по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт.
Щука кричит:
«Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.
Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался. Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки. Очнулся Потанька за дверями в лоханке.
«Дай, — думает, — погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа — ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.

darkbook.ru/bannik

Опубликовала    11 апр 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

из "трактата" о современной мифологии. :))))))

Современные русалочки, попав в сети интернета, с удовольствием тонут в море виртуальной любви!
А утонув, превращаются в пену страданий, которая со временем перерождается в сирен, горгон и гарпий.

Опубликовала  пиктограмма женщиныФеЯночка  17 июл 2015

В тихом омуте...

В тихом омуте черти водятся,
Скрываются в мутной воде,
На берегу, взявшись за руки,
Водят они хоровод по траве.
«Ты не ходи туда,
Там проклята вода!» —
Твердили мне так деды и отцы.
Упрямо говорю, качая головой:
«Не верю я в преданья старины».
Наш век так короток и мал,
Впустую грех потратить,
Но не смотри в глаза —
Провал увидишь там когда-то.
Густою чернотой заполнена душа,

Опубликовал(а)  Наталья Цветкова  04 авг 2016

На протяжении веков люди придумывали фантастических персонажей для своих сказаний. Со временем некоторые образы настолько вжились, что отождествлялись с реально существующими образами и стали частью культуры народов. Ниже представлены самые необычные и популярные мифические существа — список, характерный для славянских народов.

10. ФАРАОНКА — двуполый дух воды, является прототипом русалки. Представляет собой получеловека — полурыбу. Согласно русскому фольклору эти мифические существа произошли…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  17 авг 2016