Место для рекламы

Советское кино глазами западных нравов

Сексизм, лукизм и харассмент в советском кино

Социальные нормы очень подвижны. И то, что казалось нормальным еще несколько десятилетий назад, сейчас становится неприемлемым и в США, и в Западной Европе, и постепенно даже в России. Особенно заметно это в отношениях полов. Мы проанализировали старые советские фильмы, где обыденная жизнь была представлена в улучшенном, глянцевом варианте, и выделили сексистские сюжетные ходы, реплики, а местами и то, что сегодня однозначно восприняли бы как харассмент.

Девчата (1961)

По сюжету главная героиня — юная 18-летняя Тося Киcлицина — приезжает в сибирский поселок лесорубов, где знакомится с альфа-самцом Ильей Ковригиным, привыкшим ко вниманию. После небольшой стычки с девушкой на танцах, где она не проявляет к нему должного, с его точки зрения, уважения, он спорит с приятелем на шапку, что влюбит ее в себя за неделю.

Рассмотрим диалог Ильи с другом:
• Тоже мне, подумаешь, фигура!
• Фигуры может быть и нет, а характер налицо!
• Характер! Неделя — и будет бегать за мной как собачонка.
• Не маловат ли срок?
• Спорим? На пыжика.
Налицо и надменный лукизм («фигуры нет») и вещественное-принижающее отношение к девушке («бегать как собачонка»). Эго Ильи уязвили, и он хочет поквитаться и добиться от Тоси привычного для него почитания. Ее реальные чувства его не беспокоят.
Действует Илья расчетливо. Сперва намеренно публично обижает девушку (говорит, что она приготовила невкусную еду, что неправда), чтобы вызвать у нее чувство вины. Это примитивная манипуляция срабатывает, и в итоге Тося сама несет ему еду домой.

Он продолжает методично соблазнять девушку: вызывается проводить ее до дома и пытается ее поцеловать.

Юной Тосе это льстит. Девушка чувствует себя желанной. Она влюбляется в Илью, как он и планировал. Несмотря на то, что позже Тося узнает о споре, она в конечном счете остается с ним. Очевидно, что режиссер и сценарист предлагают такую модель ухаживаний за девушкой как «нормальную».
При этом как ненормальную они показывают соседку Тоси Анфису — самостоятельную девушку, бросающую вызов патриархальным моделям поведения. По словам одного из героев, «на таких, как она, не женятся. Анфиса, она такая… Подрастешь, узнаешь!». Никто даже не пытается узнать девушку поближе, ее просто заклеймили гулящей.
В итоге, благодаря истории Тоси и Ильи, она тоже приходит к выводу, что надо следовать подобным сценариям. По сути, создатели картины отказывают девушке в праве на свободную сексуальную жизнь.

Королева бензоколонки (1962)

Еще одна картина, которая доказывает, что патриархальные стереотипы капиталистического и социалистического обществ отличались слабо.
Главная героиня Людмила Добрыйвечер не может пробиться по социальному лифту и получить желанную работу, потому что она (внимание!) временно перестала быть привлекательной (ее покусали пчелы).

Речь не просто про откровенный лукизм. Красота женщины ультимативно возводится в ее обязанность. А некрасота, пусть даже временная, становится поводом для грубых шуток и издевок за глаза. Против Людмилы разворачивается настоящая травля: над ней смеются, ее саркастически называют красоткой. Вместе с тем невозможно представить, чтобы в советском обществе времен поздней
оттепели мужчине отказали в работе из-за физических недостатков или подвергли такому преследованию.

Сценаристы закрепляют лукистские выводы: после того, как отек спал и Людмила снова стала собой, на нее немедленно начинаются обращать внимание. То есть ее внешность ценится куда выше ее ума и внутреннего мира.

Афоня (1975)

Сантехник Афанасий представляет собой эталонную ролевую модель бездарного мужчины времен брежневского застоя. Он не амбициозен, безответствен и даже опасно инфантилен. Он топит депрессивность и бессмысленность своего существования в алкоголе. При этом он считает, что все равно находится в куда более возвышенном положении, чем окружающие его женщины.
К примеру, на протяжении всего фильма он ведет манипулятивную игру с невинной и юной медсестрой Катериной, то подпуская ее ближе, то удаляясь от нее. Он держит ее на комфортном для себя расстоянии, что называется, про запас, кормя ложными обещаниями. Одновременно он спокойно флиртует с другими женщинами, коллегами и клиентками. И главное: ставит куда выше своих друзей, точнее собутыльников.
Лишь обострение экзистенциального кризиса и усугубление тревожного расстройства приводит Афоню к Кате как к запасному и безотказному варианту. Он приходит к ней и занимается сексом, делая ложное предложение о замужестве.

На утро он, как обычно, обещает ей перезвонить, но делать этого, конечно, не собирается. Он впадает в еще более глубокую депрессию. И только по сказочной воле сценариста история заканчивается хэппи-эндом: Катя находит Афоню на аэродроме.
На протяжении всей истории у Катерины нет субъектности. Она, по сути, лишь должна дожидаться, когда же Афоня снизойдет до нее. Ее мотивы, желания и чувства не интересуют ни Афоню, ни создателей фильма.

Служебный роман (1977)

Характерный и очень примечательный фильм для гендерного исследования советской жизни.
Оставим в стороне магистральную линию Калугиной и Новосельцева, за которых зритель переживает по воле сценариста, и обратимся к подруге Новосельцева Ольге Рыжовой (девушка «в жутких розочках»). Кажется, что Самохвалов, модный и успешный друг главного героя, является жертвой ее сталкеринга, потому что она постоянно пытается пригласить его в гости и буквально не дает прохода.

«Ты заставишь меня входить в кабинет через окно», — говорит он, когда видит, что Ольга караулит его возле двери.

Если посмотреть чуть глубже, ситуация выглядит ровно обратным образом. Самохвалов, следуя своей мачистской логике, постоянно заводит ни к чему не обязывающие его романы. Аналогичная интрижка много лет назад у него была и с Рыжовой. При этом он просто не считает необходимым нормально завершать эти отношения и ведет себя максимально трусливо: он подвешивает своих пассий в неопределенности.
Самохвалов привык или тешить свое самолюбие, играя с женщинами на работе, или добиваться конкретных целей. Именно изнутри это парадигмы он и изначально советует Новосельцеву начать ухаживать за Калугиной, чтобы получить повышение.
Весь цинизм виден в этом диалоге:
• Слушай, я понимаю, что она пугало и ее можно выставлять на огороде. Но ты смотри не на нее, а в сторону.
• Пожалей меня, я боюсь ее!
• Толя, лови момент.

Но вернемся к Самохвалову. Ему не хватает смелости порвать с бывшей подругой лично и он просит местную сплетницу сделать это за него.

И даже когда он отшивает Ольгу, то пытается остаться «на белом коне», называя ее «милым и добрым человечком», который важен для него. По сути, в нем ничего не меняется.

Вот еще один пример его неуважительного отношения к женщинам на работе. Когда Самохвалов проходит мимо секретарши Верочки, он говорит: «Смотрю на вас и думаю, вот был бы я полегкомысленнее, я бы ух…»

Москва слезам не верит (1979)

Один из самых откровенных советских фильмов про харассмент. По сюжету главная героиня Катерина дважды становится жертвой сексуальных домогательств.

Первый раз, еще в юности, телевизионщик Рудольф (представитель модной профессии, полагающий, что он может брать все, что захочет), воспользовавшись ее наивностью и влюбленностью, затащил ее в постель, хотя она просила его не торопиться.

После этого он бросил ее, сославшись на обман (девушка сказала, что она дочь профессора). А когда узнал, что она забеременела, то сказал, что не знает, как ей помочь, что надо было думать раньше и вообще «это ваши женские дела». То же говорит и его мать.
Второй раз насилие произошло уже в зрелом возрасте. Катерина, которая так и не вышла замуж и была вынуждена сама строить свою карьеру и воспитывать дочь, связалась с женатым мужчиной Владимиром. Он пригласил ее к себе домой, когда его жена отдыхала на юге. И хоть женщина просила не распускать руки, так как ей неудобно находиться в доме, где не она хозяйка, все закончилось постелью.

Нельзя сказать, что идеален и ее финальный избранник Гога, от которого она вынуждена скрывать, что она директор завода. В целом, заметим, ее ролевая модель показана как неполноценная без мужчины, несмотря на то, что она состоялась и к ак профессионал, и как мать.
Гога возвращает ее к псевдоправильной модели отношений, где она должна слушаться мужчину, и это и представляют зрителю как хэппи-энд.
Вот лишь несколько характерных цитат Гоги, которые можно считать эпилогом к этой подборке

Гога, избранник Катерины
«Защищать и принимать решения — это мужская обязанность. Это нормально»

Гога, избранник Катерины
«Ты же не станешь хвалить женщину за то что она стирает или умеет готовить обед»

Гога, избранник Катерины
«А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я мужчина »

Опубликовал    15 мая 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

..Когда обида вдруг приходит на людей,
…Я из"Калины красной"вспоминаю Шукшина:

— «Подними руку… вот так… высоко-высоко… А теперь опусти резко вниз и скажи — Ну и хрен с ними!»

…И сразу так спокойно на душе моей,
…Прекраснейший совет, воистину крылатые слова!

Опубликовала  пиктограмма женщиныБаловень Судьбы  02 сен 2012

Что бы ни случилось, всегда останется место внутри тебя, куда никто не сможет добраться.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛю  10 ноя 2012

— Как испортить прекрасный советский фильм?
— Сделать в наше время продолжение!

Опубликовала  пиктограмма женщиныАрина Забавина  05 мар 2013