1. Ада Лавлейс, дочь знаменитого поэта Лорда Байрона, часто считается первым программистом в истории. Она работала с Чарльзом Бэббиджем над его «Аналитической машиной» и написала первую в мире программу для неё, хотя машина так и не была построена полностью.
2. «Hello, World!» Это традиционное сообщение, которое программисты используют для тестирования программы или системы. Этот пример впервые был использован в книге «Программирование на языке С» в 1978 году.
3. На сегодняшний день существует более 700 различных языков программирования, хотя большинство из них уже устарели или используются очень редко. Некоторые из наиболее популярных в настоящее время: Python, JavaScript, Java, C# и Rust.
4. Термин «баг» (ошибка в программе) произошёл от реального жука, найденного между контактами реле в одной из первых электронных вычислительных машин. Это произошло в 1947 году, и с тех пор программисты называют ошибки в коде «багами».
5. Исходный код управления полётом Apollo 11 был опубликован в открытом доступе. Этот код был написан на Ассемблере и содержит множество забавных комментариев от разработчиков.
6. Перед наступлением 2000 года мир испытывал тревогу из-за проблемы, связанной с тем, что многие компьютерные системы представляли год только двумя цифрами. Это означало, что 2000 год мог бы быть интерпретирован как 1900 год, что могло привести к ошибкам в системах. Многие компании тратили миллиарды долларов на исправление этой проблемы.
7. В 2012 году был зарегистрирован отчёт об ошибке с длиной в 2,15 миллиона символов в проекте под названием Linux Kernel, который стал известен как самый длинный в истории отчёт об ошибке.
8. Многие программисты вставляют скрытые сообщения или функции в программы или веб-сайты в качестве шутки или трибьюта. Эти скрытые элементы часто называют «пасхальными яйцами».
9. Операционная система Windows 3.1 состояла из около 3 миллионов строк кода. В сравнении с ней современные операционные системы, такие как Linux Kernel, содержат более 27 миллионов строк кода.
10. Термины, такие как «24/7» (24 часа в сутки, 7 дней в неделю) и «365» (каждый день года), стали популярными благодаря IT-индустрии и необходимости постоянной поддержки и доступности серверов и сервисов. В современном мире многие системы и сервисы должны работать без простоев, что ставит перед программистами и инженерами сложные задачи по обеспечению непрерывности работы.
11. 99 багов в коде — этот анекдот или фраза стала популярной среди программистов. Она гласит: «99 багов в коде, возьми один, почини… 127 багов в коде». Это шутливый способ подчеркнуть, что исправление одной проблемы в программе может породить другие.
12. Python, созданный в конце 1980-х годов Гвидо ван Россумом, стал одним из самых популярных языков программирования в мире. Его часто рекомендуют новичкам из-за простоты синтаксиса, а также из-за многочисленных применений в веб-разработке, науке о данных, искусственном интеллекте и многом другом.
13. Ожидается, что к 2030 году будет более 45 миллионов вакансий в сфере программирования по всему миру, что подчёркивает огромное влияние IT-сферы на глобальную экономику.
14. FORTRAN (Formula Translation) был одним из первых высокоуровневых языков программирования, созданный в 1957 году. COBOL (Common Business Oriented Language) был разработан в 1959 году и ориентирован на коммерческие приложения. Оба этих языка до сих пор используются, особенно в старых системах.
15. С развитием мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты, программирование также адаптировалось. Языки и платформы, такие как Swift для iOS и Kotlin для Android, были созданы специально для разработки мобильных приложений, и это открыло новое направление в области программирования.
16. Всемирный день программиста отмечается ежегодно 256-м днём года, что соответствует 13 сентября (или 12 сентября в високосные годы). Число 256 выбрано потому, что это количество значений, которое можно представить восьмибитным байтом.
17. Первый компьютерный вирус для PC был создан в 1983 году. Он назывался Brain и был создан двумя братьями из Пакистана. Однако это не был вредоносный вирус; его создание было скорее экспериментом.
18. GitHub, запущенный в 2008 году, быстро стал одним из главных ресурсов для программистов по всему миру. Это место, где разработчики могут хранить свой код, сотрудничать с другими и участвовать в различных проектах.
19. Pong, часто упоминаемая как одна из первых аркадных видеоигр, была создана в 1972 году. Простое взаимодействие между двумя «ракетками» и «мячом» стало основой для многих последующих видеоигр.
20. Программирование игр — это особенная сфера разработки программного обеспечения, требующая знаний не только в области кодирования, но и графики, звукового дизайна, искусственного интеллекта и физики. Индустрия видеоигр в настоящее время превосходит многие другие развлекательные индустрии по объёму доходов.