Этот портрет великого русского поэта однозначно считается одним из лучших его прижизненных изображений. Особенное очарование и привлекательность ему придаёт тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять. К тому же, мастер считается лучшим русским портретистом того времени, с невероятным мастерством воспроизводившим не только мельчайшие детали, но и умело передававшим душевные переживания персонажа.
Заказал картину ближайший друг Пушкина — известный поэт Антон Дельвиг — всего лишь за три года до собственной безвременной кончины. Он же и настоял, чтобы на заднем плане творения появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. Это отсылка к роду занятий Пушкина призвана намекать, что на картине поэт изображён в процессе творчества, погружённый в собственное сознание в ту пору, когда его посетила муза. Больше на полотне нет ни единой детали, отвлекающей внимание зрителей от одухотворённого лица поэта.
Задним фоном служит золотисто-коричневый, достаточно светлый задник, немного светлеющий вокруг головы поэта. Этот приём придаёт картине объёма и наполняет её воздухом, делает изображение более чётким и эффектным.
Для нас, хорошо знающих то, чем обернутся для Пушкина грядущие события, этот светлый контур кажется намёком на нимб мученика.
На полотне Пушкин изображён настоящим щёголем. Он очень элегантно, даже изысканно одет в сюртук из гладкой тёмной ткани, кипельно-белую рубашку, от которой виден лишь фрагмент воротника, и роскошный плащ с красивой подкладкой в шотландскую клетку.
По моде того времени он небрежно наброшен на плечо. На шее повязан широкий шёлковый галстук, чей мягкий атласный блеск приятно оттеняет матовость остальных материалов. Становится понятно, что великий Пушкин был ещё и отменным модником, денди.
Но больше всего обращает на себя внимание лицо поэта. При всей его «африканской» некрасивости его внешность необычайно притягательна, и художник мастерски сумел передать это.
У него очень ясные, чистые глаза, выразительный взгляд, обращённый в сторону от зрителя и как будто смотрящий вглубь себя. Создаётся полная иллюзия того, что именно сейчас, прямо на наших глазах, великий поэт продумывает своё очередное гениальное сочинение, которое навсегда обессмертит его имя.
Способность художника передавать общее, не оставляя без внимания мельчайшие детали, впечатляет даже много повидавших современных зрителей.
Стоит обратить внимание на идеально отполированные и бережно подпиленные ногти поэта, который всегда «думал о красе ногтей», а также на белые, нежные и холёные руки. На портрете каждый элемент имеет значение, даже виртуозно выписанные зеленоватые и красные клеточки подкладки плаща.
Столь же скрупулёзно изображена и буйная шевелюра Пушкина, его объёмные вьющиеся бакенбарды. Изображение видится настолько натуральным, что кажется, будто можно протянуть руку и ощутить их плотность, упругость глянцевого, хорошо ухоженного и аккуратно уложенного завитка.
Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких тёмных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным.
Бесспорно, этот портрет — одна из лучших картин художника, самый выразительный портрет Пушкина и настоящая жемчужина Третьяковской Галереи.
Своим мастерством и талантом портретиста художник не только создал невероятно точный и красивый портрет великого русского поэта, но и навсегда обессмертил своё собственное имя, сохранив его для истории художественного искусства.