Много лет назад у меня была собака, которая все время норовила что-нибудь несъедобное проглотить: то ботинок мужа, то игрушку, то что-то подобранное на улице. Вот так и у людей бывает: мы пытаемся порой заглотить не живой и полезный опыт, а опыт «несъедобный», который невозможно пережевать, переварить и присвоить себе.
У Уилфреда Биона, британского психоаналитика, есть метафора «Остатки рыбьих костей», которой он обозначал те элементы нашего опыта, травматических переживаний, неудовлетворенных потребностей или непроработанных конфликтов, которые не могут быть усвоены и интегрированы в психику. Они так и остаются в нас «непереваренными», как рыбьи кости, идентифицируются как чужеродное телом нашим «Я» и действуют в качестве «активного агента».
Бион, в отличии от общепринятого взгляда на то, что чувства и мышление противостоят друг другу, считал, что у наших мыслей есть корневые чувства, связь с нашей психической родословной и «остатками» наших «рыбьих Я». Он, как истинный поэт, считал, что мышление происходит из чувств, уходящих своими корнями во влечения и импульсы, живущие в той части нашего психического пространства, которая во второй топике было названо Фрейдом «Оно».
И эти «остатки рыбьих костей» время от времени напоминают о себе то тревогой и страхами, то ощущением недостаточности и безнадежности, то недоверием и неспособностью строить здоровые границы, то проблемами в отношениях. «Остатки рыбьих костей» не знают времени и им недоступен язык слов, но они знают тело и пишут свою историю на языке органов и симптомов, — мы начинаем болеть. Наше тело становится сценой для драмы, которую начинает разыгрывать застрявший в нас неинтегрированный в психику опыт. И психосоматический симптом- это сигнал того прорыва психологической защиты, вокруг которого в нашем «Я» образуется «мозоль» или «заноза», там концентрируется много психической энергии и формируется компесаторная деятельность: мы начинаем думать о заболевшем органе и бегать по врачам, вместо того, чтобы осознавать и перерабатывать «остатки рыбьих костей». «Я» защищается от проникновения в сознание того, что не было интегрировано и так старается вытеснить все это, что порой только этим и занято.
Осознание, «переработка» и интеграция «остатков рыбьих костей» может потребовать времени и немало усилий. Но, поднявшись на поверхность собственного осознания, мы начинаем понимать символизм непереваренных элементов собственного опыта, научаемся различать тонкий и невидимый переход от внешнего к внутреннему и больше не позволяем внешнему вонзать свои корни в наш внутренний мир. Мы обрастаем гармонией, спокойствием, психическим благополучием и соматическим здоровьем. И это стоит приложенных усилий и времени…
Клинический психолог