Леонид Пастернак, отец известного поэта Бориса Пастернака, был популярным живописцем. Художник часто писал картины с неочевидным, загадочным сюжетом, который складывался из множества небольших, но важных деталей.
Одной из таких работ было и представленное в экспозиции полотно «К родным». Оно посвящено теме семьи и материнства — одному из важнейших мотивов в творчестве Пастернака.
Полотно изображает купе поезда, в котором едут две молодые женщины, принадлежащие к различным социальным классам. Из названия понятно, что едут они к родным, вот только поводы, очевидно, диаметрально противоположные.
Ближе к зрителю сидит молодая девушка из семьи со средним достатком. Сделать такой вывод можно по тому, что едет она в одном вагоне с крестьянкой, значит, не может позволить себе отдельное купе.
Она одета в полностью закрытое черное одеяние без единого намека на украшения и декоративную отделку. Этот факт, а также маленькая шляпка с черной густой вуалью однозначно указывает на то, что девушка в трауре и скорее всего едет с похорон или на похороны кого-то из близких.
На ее тонком и одухотворенном лице написано страдание. Она сидит, откинувшись на спинку и слегка склонив голову в сторону, держа в руках белый носовой платок — единственный мазок светлого в ее облике.
В отличие от нее сидящая рядом молодая крестьянка в красивом национальном наряде явно благополучна и довольна жизнью.
На руках у нее младенец, закутанный в белые пеленки, с красивым чепчиком на головке.
Сама крестьянка одета в нарядный красный сарафан с очень пышной длинной юбкой, белую рубашку с большим вырезом и объемистыми рукавами. На голове у нее небольшой синий кокошник, украшенный бисерной вышивкой. Шею молодой женщины украшают крупные голубые и синие бусы в два ряда.
Крестьянка являет собой разительный цветовой и эмоциональный контраст рядом с затянутой во все черное печальной девушкой. Она с интересом смотрит в окно поезда, но выражение лица у нее слегка встревоженное и напряженное. Очевидно, она не знает, что ее ждет в гостях у родственников.
Художник мастерски сумел рассказать сразу две жизненные истории, изобразив всего лишь двух женщин в купе. Картина получилась очень выразительной и глубоко философской.
Находится картина в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.