Картина «Матери, сёстры» посвящена судьбе русских женщин в дни Великой Отечественной войны.
Картина была написана Е. Е. Моисеенко за пять месяцев, однако на формирование замысла, который зародился в первые дни войны на основе личного опыта, ушло два десятилетия.
«Я помню, и как меня мать провожала на войну, и как, будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин. Мне хотелось как бы взглядом уходящего заглянуть в них.
Эта картина посвящена матери художника. Матрёна Сергеевна жила 4 года в оккупации и ничего не знала о судьбе сына.
Художник изобразил её пожилой женщиной, хотя в годы войны она была ещё молодой, а её место в композиции как бы заняли его ровесницы.
Сюжет картины «Матери, сёстры» полон драматизма. Всё внимание в своём произведении художник сконцентрировал на фигурах женщин, матерей и сестёр солдат, в минуту расставания.
Планами, сначала крупно, потом всё меньше — и вовсе женщины исчезают за горизонтом.
Отдельные фигуры и детали полотна связаны в единый чёткий рисунок.
На первом плане несколько колючий почерк письма делает фигуры более силуэтными, а соединение контрастных и однотонных цветовых сочетаний усиливает растущее чувство тревоги и щемящей грусти.
«Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда», — вспоминал Моисеенко.
Первый эскиз к картине был создан в 1965 году. Впоследствии замысел уточнялся в большом количестве подготовительного материала.
В собрании Научно-исследовательского музея Российской академии художеств находится множество этюдов, сделанных в 1960-х годах в родном селе художника Уваровичи, где он нашёл своих героинь, среди которых «Женщина с девочкой», «Люба», «Настя» и многие другие. Первым вариантом картины «Матери, сёстры» явилось большое плотно «На колхозном дворе». Второй вариант получил название «Матери, сёстры».
Впервые картина была показана в Москве в 1967 году на третьей республиканской художественной выставке «Советская Россия», а затем там же на Всесоюзной юбилейной художественной выставке, посвящённой 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
За эту картину Ленинградское управление культуры совместно с Ленинградской организацией Союза художников РСФСР удостоили художника медали «За лучшую картину года».
Находится картина в собрании Государственного Русского музея.