Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Серафим Саровский в молении на камне

19 (30) июля 1754 года родился Серафи́м Саро́вский (в миру Прохор Иси́дорович Мошни́н - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец — один из любимых и наиболее почитаемых в России святых. Он известен большинству наших соотечественников как радостный, пасхальный батюшка.
«Христос воскресе, радость моя!» — этими словами встречал каждого приходящего к нему преподобный, напоминая об основе нашей веры — Воскресении Христовом.

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Сидоров Мошнин; 1754—1833) — старец-пустынножитель, затворник.
Родился в Курске в благочестивой купеческой семье.
Его родителями был построен курский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, ставший впоследствии кафедральным собором.
В 19 лет преподобный поступил в Саровскую обитель, отличавшуюся строгим общежительным уставом. Здесь он подвизался, «мыслью не выходя за стены», более 50 лет, пройдя все степени подвижничества: жил в отшельничестве, подражал столпникам, был молчальником и затворником.
По выходе из затвора приложил особые усилия для устроения и расширения Дивеевского женского монастыря, образовав Серафимо-Дивеевскую общину. Многие стекались к его келье, поверяя свои скорби и получая исцеление души и тела.

Саровская обитель была окружена густым сосновым лесом; сюда удалялись иноки в уединенные келий для сокровенного доброделания и сюда же, в свою «дальнюю пустынь», с 20 ноября 1794 г. вселился отец Серафим.
Предаваясь богомыслию, изучению Священного Писания и чтению отцов Церкви, он обозначил сами местности в лесу именами различных святых мест — град Иерусалим, Назарет, Вифлеем, река Иордан, Фавор, Голгофа — представляя себе природу как путь восхождения к Господу. Холм своего жительства он называл Афонской горой (куда по его желанию не было доступа женщинам).

В этом глухом лесу, на половине пути от келий к монастырю, лежал большой гранитный камень, который отец Серафим использовал как столп для усиления молитвенного подвига. Чтобы оставаться невидимым, он молился на нем ночью.
Для уравнения дневных подвигов с ночными отец Серафим имел и в келье камень, на котором молился днем. Сколько времени совершался подвиг, доподлинно неизвестно, видимо, до 1810 г., т. е. до переселения преподобного из пустыни в монастырскую келью.
В бумагах обители хранился черновой отзыв игумена обители Нифонта на тайный запрос тамбовского епископа о подвижнике: «о подвигах и жизни о. Серафима мы знаем: о тайных же действиях… и о стоянии 1000 дней и ночей на камне, никому не было известно».

Скончался 2 января 1833 г., 19 июля 1903 г. последовало обретение мощей преподобного Серафима.

***
На иконе изображен молитвенный подвиг преподобного Серафима, когда святой, стоя на камне, молился 1000 ночей в лесу и 1000 дней в келье.

Описание подвига было изложено уже в первом печатном издании жизнеописания преподобного (1841).
Само изображение возникло вскоре после кончины старца: аналогичный образ висел над его гробницей в Саровском монастыре. Большое внимание разработке иконографии сюжета посвятили дивеевские сестры.

На иконе преподобный Серафим запечатлен коленопреклоненным на плоском камне перед образом; на старце белый балахон, подпоясанный полотенцем, лапти, в руке — лестовка, на груди — медный крест, благословение матери на иноческий путь. Перед камнем лежат кожаные рукавицы, камилавка, мешок с сухарями и топор.

Икона выполнена в характерной для школы дивеевских сестер реалистичной манере, в технике масляной живописи с использованием композиции литографии, лежащей под красочным слоем.
Главное внимание уделено воспроизведению портретных черт старца и передаче его особого вдохновенного состояния. Живописными средствами передана необычность духовного подвига, превышающего человеческие силы.

На темном фоне выразительно читается силуэт преподобного. Его лик и руки высветлены и вместе с блистающими одеждами создают впечатление светоносности фигуры.

Икона, перед которой молится преподобный, скрыта в тени, но ее присутствие важно, так как старец настаивал в своих поучениях на молитве перед образом.
Воздетые в молитве руки воспроизводят жесты пророков Моисея, Иисуса Навина, а также иерейский жест во время литургии, что придает изображению широкое обобщающее значение — моления за народ.

Опубликовала    19 июл 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

(!) Господи, молю тебя! Храни тех, кто называет меня доченькой, мамой и любимой…

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  12 мар 2012

Доверяйте любимым, не ищите изъяна, не пытайтесь поймать хоть пол-слова обмана… В мелочах не копайтесь, в прошлой жизни не ройтесь. Доверяйте… любите… просто так и не бойтесь. Научитесь любить без упреков… укоров… без истерик и сцен… без чужих разговоров. Доверяйте любимым и любите без фальши. Наша жизнь мимолетна… будьте в ней настоящим!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныТанюша  19 авг 2012

Я прошу тебя, Господи, тихо в ночи
ты любимых моих от всех бед береги…
Пусть не знают печали родные глаза,
пусть блестит лишь от радости, счастья слеза…

Дай им веру, надежду… конечно, любовь…
эти строки молитвы шепчу вновь и вновь…
Ты же знаешь, за них всё готова отдать…
А мне — мАлого… лишь бы живых их обнять…

© Факелочек

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  08 авг 2012

С ЛЮБИМЫМ можно и не жить… И не встречать вдвоём рассветы… Чтоб ОДНОГО ЕГО любить, знать просто, что ОН ходит где-то… МОЛИТЬСЯ за Него и ЖДАТЬ… Звонку, как чуду, удивляться… И чувств своих не предавать, которые в душе хранятся …

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗАноЗА  13 окт 2012

ЛЮБОМУ СЕРДЦУ хочется ВЕСНЫ, уютного и нежного заката, одной, но общей с кем-то тишины, любимых глаз сейчас, а не когда-то… ЛЮБОМУ СЕРДЦУ хочется ТЕПЛА и ни к чему тут ВОЗРАСТ, ВРЕМЯ ГОДА… Какой бы ЖИЗНЬ холодной ни была, ГДЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, там ТЕПЛАЯ ПОГОДА!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗАноЗА  27 апр 2013