Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Владимир Маковский - картина "Молебен на Пасху"

Картины В. Е. Маковского, прежде всего, были небольшими полотнами, на темы городского быта, отрадной повседневности, Но он, конечно, мечтал и о более громком общественном звучании для своих работ. Одной из таких попыток, безусловно, была данная картина: её большеформатность, среди наследия В. Е. Маковского в целом, — прямо исключительна!

Как сообщает надпись в нижнем правом углу холста, — действие происходит в деревне Селище, Карачевского уезда Орловской губернии (- ныне Навлинский район Брянской области).

Художник выступает репортёром из крестьянской глубинки, — материал же был им собран во время поездки в селищенское имение своих друзей Масловых: бывшее местным культурным очагом, — Столярова Т. И., Мечты и были Селища.

На картине изображается проведение молебна на Светлой седмице — поскольку празднование Пасхи проходит в весеннее время, в русской деревне укоренилась традиция проводить молебен на новый урожай, от которого зависело благосостояние крестьянина. Эту сцену мы и видим на картине.

Крестный ход: также называемый, «Свято», «Славление», «Христосование», — который совершался наутро понедельника Светлой седьмицы: следующей за Пасхою недели, — с молебнами обходя все дворы местного прихода: то есть село и ещё две/три деревни, — был обычаем, общим для православной сельской России.

В картине мы видим радость от воскрешения Творца, даровавшего людям возможность спасения и обретения вечной блаженной жизни.

Для крестьянской семьи, такой молебен был особым благословением на весенний сев: недаром, — на нашей картине, — древка хоругвей опускаются в вёдра с семенным зерном; для служителей церкви, — он становился источником традиционных, продуктовых и денежных, сборов: дававших, — обычно нуждавшимся, — семьям духовенства, поддержку на целые полгода; непременными участниками этой же процессии были и церковные нищие, — а также и благочестивые добровольцы из прихожан: последних звали «ходовые», «обетники», и ещё: «богоносцы», поскольку участие в приходском Крестном ходе на Пасху.

Для образа священника Маковскому в Москве позировал композитор Танеев, с которым Маковский был хорошо знаком. Собравшиеся на молебен крестьяне писались с натуры в имении Масловых, друзей живописца, на Орловщине.

Большинство персонажей на картине изображены со спины: художник использует такой прием для зрителя, чтобы он тоже чувствовал себя участником происходящего события.

На первом плане показаны играющие дети: мальчик уселся прямо на солому, рядом с ним бегает курица, только что снесшая яйцо, рядом стоит девочка постарше — она внимательно вслушивается в молитвы.

Рядом простые мужики и бабы, плохо одетые, сосредоточенно молятся, ведь от молитвы зависит многое — не только пища телесная, но и духовное состояние. На лицах крестьян смирение, видно, что жизнь их протекает в труде и заботах, но в их душах нет ропота, они с надеждой и радостью встречают этот светлый праздничный день.

Яркое солнце освещает бедные жилища, бревенчатые, покрытые соломой.
Также беден и священник, и его клир — это видно по старым хоругвям, по его видавшему виды облачению.

Но все вместе они собрались на молебен в радости и надежде, с молитвенным упованием на Господа. Они довольствуются малым, не ропща, не унывая, благодаря Создателя за те дары, которые Он им дает. В этой сцене художник показывает простую искреннюю веру, которая и держит Русь. Недаром называют эту Русь святой.

Известному художнику Владимиру Егоровичу Маковскому в области бытовой живописи в русском искусстве воистину не было равных. Окончив основанное его отцом училище в 1866 году с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение», художник сразу же проявил интерес к бытовому жанру.

Благодаря упорному труду и таланту, художник в своём творчестве продолжал и развивал лучшие традиции основоположников русской жанровой живописи: В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова, а также выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.
Образы жанровых картин В.Е. Маковского всегда были очень различны, но в то же время характерны и типичны.

Сюжеты своих картин художник строил на малозначительных эпизодах повседневной жизни. Это свойство произведений Маковского сделало его картины популярными в народной среде.

Картина «Молебен на Пасху» писалась достаточно долго — чуть более года, в 1887—1888 гг..

Опубликовала    07 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Илларион Прянишников - картина "В ожидании шафера"

Илларион Михайлович Прянишников — русский живописец, творивший во второй половине XIX века, член-учредитель Товарищества передвижников и активный участник художественных выставок.
Мастер работал в реалистической манере и предпочитал бытовой жанр, затрагивая в своих произведениях острые социальные проблемы.

В этой картине художник мягко и тактично раскрыл тему неравного брака — скромную барышню из небогатой семьи выдают замуж за состоятельного, но старого мужчину.

Художник изобразил утро пере…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 апр 2024

Кириак Костанди - картина "Ранняя весна"

1890 год был отмечен большим успехом в творческой биографии художника. Кириак Костанди написал картину «Ранняя весна», которая впоследствии была отмечена дипломом и Большой бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

На картине мы видим монастырский сад в весеннюю пору. Деревья еще не успели распуститься, но в их гибких ветвях чувствуется пробуждение от зимней спячки: очень скоро развернутся набухшие почки и пробьется первая листва.

По залитой ярким солнцем тропинке, среди зел…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  24 апр 2024

М.В.Нестеров - картина "В скиту"

Перед нами одна из картин «философского цикла» мастера, на которого повлияло учение русских религиозных мыслителей — В.С. Соловьева,
о.Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова. Картины, написанный в период с 1915 по 1918 год отличает философичность, символизм, особая эмоциональная выразительность.

Главные героини холста — это две сестры, взявшиеся за руки, которые идут по дворику скита. Сам двор расположился над речкой Волгой, вокруг него — деревянная оградка. В реке течет голубая чистая вода,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  29 апр 2024