В 80-е годы XIX века Константин Маковский создаёт картины на исторические сюжеты. Критики отмечают, что подобные сюжеты позволяют ему проявить такие стороны своего творчества, как декоративное мастерство, способность к созданию сложных композиций, детальность в воспроизведении элементов эпохи.
В картинах художника соединяются салонность исполнения и монументальность замысла.
За создание этой и еще двух картин на историческую тематику художник был удостоен золотой медали на парижской Всемирной выставке 1889 года.
К сожалению, судьба у этого полотна была печальной. Ее пытался купить для своей галереи Третьяков, но она ушла в частную коллекцию.
В 2014 году картину похитили, и до сих пор судьба ее остается неизвестной.
В основе сюжета картины рассказ свидетеля смерти царя — английского дипломата Джерома Горсея. Сэр Джером Горсей, управлявший конторой Московской компании, бывал в России между 1573 и 1591 годами, был доверенным лицом Бориса Годунова.
Подлинность его свидетельства вызывает сомнение, тем не менее, оно было популярно и использовалось художником в качестве канвы для его полотна.
На картине запечатлен момент смерти царя во время игры в шахматы. Он одет в халат, отороченный мехом, и в шапочку.
На полотне множество исторических персон, которые окружают умершего монарха. Картина является «мгновенным снимком» момента смерти Ивана IV.
С присущей его работам театральностью художник расставляет ключевые фигуры этого действа: в центре в большом кресле бессильно обмякшая фигура царя, вокруг него его родные и приближенные.
Справа лекарь достает свои снадобья в бесплодной попытке вернуть к жизни умирающего, с другой стороны к ногам царя припал придворный шут, испуганно взирающий на своего повелителя.
У изголовья склонилась последняя жена царя — Мария Нагая, мать царевича Дмитрия, впоследствии убитого в Угличе.
За спиной царицы молится Василий Шуйский. Крайняя справа фигура — это старенькая сгорбленная нянька царя, спешащая к нему, опираясь на деревянную клюку.
Слева от умирающего изображены другие исторические персонажи, которые в дальнейшем сыграют свою роль в истории России.
Крайний слева, поднявшийся во весь рост, повернувшись боком к зрителю — Борис Годунов. Привставший в своем кресле бородатый старец — Богдан Бельский. На фоне пышной кровати с балдахином изображена супружеская пара — царевич Федор с женой Ириной Годуновой, испуганно жмущейся к своему растерянному и смущенному мужу.
Кроме хорошо продуманной, хоть и немного театральной композиции в картине впечатляет отличная проработка деталей, даже самых мелких, а также великолепно выписанные эмоции и выражения лиц.
По оставшейся литографии трудно судить о цветовой гамме картины, но, зная остальные полотна мастера, можно спокойно утверждать, что она была красочной и многоцветной.
Очень жаль, что она пропала, остается только надеяться на счастливое возвращение украденного полотна.