Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Перов -картина "Последний кабак у заставы"

Творчество В. Г. Перова (1833 (1834) — 1882) в конце 1860-х претерпело ряд стилистических изменений: художник отказывается от большого количества персонажей, гротеска, резких обличительных характеристик и пестроты колорита.

Палитра усложняется, а раскрытие сюжета достигается благодаря колористическому решению, соответствующему психологическому настрою и живописной экспрессии.

Ранние картины живописца проникнуты анекдотически «обличительным» настроением и представляют собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство.

Однако сатирическое настроение с годами ослабло, на смену ему пришли драматическая экспрессия и психологическое обобщение, достигшие общечеловеческих масштабов.

Произведение написано в сумрачных тонах, только всполохи огня в окнах словно пытаются выбиться наружу и создают общее тревожное настроение. Кабак и церковь — два места, где человек может согреться в зимнюю стужу. Первое, по словам самого Перова, — «вертеп разврата», адский огонь которого заполнил собою все этажи домов.

Плотный снег, хаотично изрезанный полозьями саней возле кабака, и очерченная грязью дорога, пролегающая вдалеке от церкви, красноречиво свидетельствуют о том, какое именно пристанище все-таки выбрали для себя путники.
Здесь крестьяне пропивают деньги, заработанные за день. И, видимо, своего загулявшего мужа ждет в санях съежившаяся, замерзшая от долгого ожидания крестьянка.

От картины веет холодом, теплые оттенки присутствуют только в изображении кабака и фрагмента унылого неба, которое желтеет над еле виднеющейся вдалеке церковью. Темно-серые, черные и коричневые тона лишь усиливают ощущение безысходности и трагизма, потому что во всем пространстве нет ни одного просвета, как нет никакого просвета в судьбах людей.

Полотно уже не обличает пороки и социальные язвы, а констатирует горькую правду о невозможности изменения жизни в родном отечестве.

Опубликовала    03 янв 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Виктор Васнецов - "Ковер-самолет"

Из цикла «Поэма семи сказок» Третий блок. Произведения 1920-х годов — «Ковер-самолет» и «Сивка-Бурка»

Ковер-самолет — мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное стремление человека к полету.

На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростершую крылья над бескрайними просторами.

На ковре Иван-богатырь со своей добычей — клеткой с Жар-птицей.
Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку.

Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям. Сопровождают полет три совы — веро…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  07 дек 2023

Аркадий Пластов - картина «Первый снег»

Шел 1946 год, — первый послевоенный год.
Он был одним из самых тяжелых для страны, восстанавливающей промышленность и сельское хозяйство. И в это непростое время художник пишет одно из самых лиричных картин, наполненную светом и тихой радостью.

Несмотря на простой сюжет и отсутствие ярких цветов полотно привлекает к себе взгляды зрителей. Спокойные серебристо-голубые, пепельно-серые тона и разнообразные оттенки белого цвета великолепно передают жемчужный свет зимнего утра, ощущение свежего во…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  14 дек 2023

2 января -190 лет со дня рождения русского художника В.Г. Перова

Отцом художника был барон Криденер, служивший прокурором в далекой сибирской губернии. Герб Криденеров изобилует королевскими лилиями, единорогами и розами, что свидетельствует о древности и знатности.
Из Криденеров вышло много блестящих дипломатов, служивших Российской империи в Новом и Старом Свете.

Мать героя — Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать.

Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  02 янв 2024