Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Виктор Васнецов - картина "Баба Яга"

Из цикла «Поэма семи сказок» Второй блок. Работы 1917-1918 годов — «Баба-яга» и «Царевна-лягушка».

Виктор Васнецов (1848—1926), монархист и черносотенец по убеждениям. Своё политическое кредо Виктор Михайлович выражал так: «Я, как был, так и доселе остаюсь убеждённым монархистом на исконных русских началах, т. е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que».

В 1917 году он создал полотно — в своём обычном сказочном стиле — в котором угадывается пародия на революцию.

Одетая в алый, цветов революционного флага, сарафан злая ведьма в ступе уносит похищенную ей жертву — мальчика в белоснежной одежде.

На картине печальный исход предрешен.
Злобная старуха летит в ступе с добычей.
Ей удалось украсть ребенка, она торжествующе скалится, обнажив клыки.

Ребенок символично одет в белое, он смирился со своей участью и даже не пытается сопротивляться. Рот открыт в беззвучном крике, но на спасение он уже не надеется. Об этом говорит его безвольно повисшее в руках ведьмы тельце.

Насколько можно догадаться, ребёнок символизирует собой русский народ.
Но есть ещё одна интересная сторона этого произведения- в ней прочитывается пародия не только на русскую революцию, но и на картину Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» (1830).

Совпадения, которые сразу бросаются в глаза: обнажённая шея, плечи, руки Бабы Яги, развевающиеся волосы и юбка…

Босая нога ведьмы с уродливыми кривыми ногтями тоже заставляет вспомнить Свободу французского художника, у которой видна одна босая нога (вторая нога Бабы Яги обута, так что эта деталь довольно характерная).

Обеих женщин окружают их «боевые соратники»: у Бабы Яги это сова — птица мрака и ночи, сорока и ворона, а также клубящиеся на земле под летящей ступой змеи (очевидно, гадюки).

На картине Делакруа под ногами Свободы лежат мёртвые тела погибших повстанцев, у Васнецова тоже внизу валяется чей-то обглоданный скелет.
Хотя Баба Яга держит палку своей метлы ниже градусом, чем Свобода древко, но пародия вышла довольно злая.

В лесу бушует ураган, кажется, что деревья пытаются остановить воплощение зла.

Но Яге все нипочем, она не отпустит драгоценную добычу. За ее спиной видно зарево пожара, а рядом летит зловещий филин как символ молчаливого одобрения поступков хозяйки.

Ведьма отталкивается помелом, торопясь в свой приют зла через болотный туман. Кажется, что все доброе и светлое на пути Бабы Яги было сметено этим помелом, остался только хаос и полная разруха.

Картина пронизана торжеством зла без надежды на спасение. Вглядываясь в гениальное творение Васнецова, поневоле слышишь уханье филина, торжествующий вопль Яги, тихий стон испуганного невинного ребенка, завывание ветра, крик спугнутых птиц.

В творчестве Виктора Михайловича Васнецова, связанном со сказками, сюжеты добрые и светлые, с неизменной победой добра над злом. Даже в печальной «Аленушке» чувствуется только тихая грусть.

Поэтому мрачный сюжет картины натолкнул знатоков творчества художника на проведение аналогии с революцией 1917 года. Недаром у Бабы Яги красная юбка, цвет революционного кумача

Зарево и ураган символизируют революционный пожар и разрушение империи, а украденный ребенок обозначает человеческие жертвы.

Сам Васнецов картину не комментировал, поэтому данная трактовка только одна из версий.

Опубликовала    05 дек 2023
3 комментария

Похожие цитаты

В.Маковский. На бульваре.

Владимир Маковский написал картину в 1887 году. Между этой бытовой сценой и сегодняшним днем — пропасть.

Далеко в небытие канула нищая, неграмотная Россия. Сюжет несложен.
Но крайне типичен для той поры.

В Москву из далекого села приехала молодуха с ребенком. Навестить мужа. Поделиться горестями с кормильцем. Комнаты или другого жилья, где можно поговорить, нет. Вот и сидят на бульваре супруги.
Жена убита поведением своего благоверного, неузнаваемо изменившегося.
Фатоватый, подвыпивший масте…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  28 сен 2023

Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени.
Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:

…Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С nopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Она как будто призвана была быть вечной музой поэта.
В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них — своего мужа.
Николай Еремеевич Струйский, богатый пензенский помещик,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  11 ноя 2023

Ф.Рокотов. Коронационный портрет Екатерины Второй

Как русский художник Фёдор Степанович Рокотов в картине «Коронационный портрет Екатерины II» смог гармонично передать через века её характер и политическое величие?
Ведь за весь период правления, Софью Августу Фредерику писали многие российские и заморские художники.

Некоторые работы не понравились самой Екатерине, и были просто спрятаны.
Но вот Фёдор Рокотов сразу пришёлся «по сердцу» императрице, и она его даже стала называть своим человеком. Государыня обожала этот портрет.
Он настолько в…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  12 ноя 2023