Место для рекламы

Почему нельзя верить фильму «А зори здесь тихие».

О правде и фальши в книгах и фильмах о Великой Отечественной войне

В наше время, когда Великая Отечественная уже очень далека по времени от нас, важно понимать правдивость книг и фильмов о ней. От этого зависит память, которую мы будем передавать из поколения в поколение. О том, как отличить правду от фальши, — читайте в авторской колонке журналиста Сергея Варшавчика.

Я, например, остро чувствую фальшь в произведениях о войне. Взять хотя бы знаменитую повесть Бориса Васильева — «А зори здесь тихие», по которой в 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял одноименный фильм.

А почему, собственно?

Стал разбираться и выяснил, что повесть — выдумка, основанная на реальном эпизоде войны, когда семеро бойцов, служившие после ранения на одной из узловых станций Кировской железной дороги, уничтожили немецких диверсантов, пытавшихся взорвать участок пути. В живых остался командир-сержант, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги».

«Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И все — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне», — подчеркнул автор.

Ну да, обычные солдаты не интересны. То ли дело девчонки, да еще красивые, которые в бане моются. Расчет оказался точен, тем более что ленту снимал фронтовик, спасенный фронтовой медсестрой, которой Ростоцкий и посвятил фильм.

Мне же куда больше по душе художественный фильм «В небе «ночные ведьмы», снятый в 1981 году о девушках из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка их однополчанкой, Героем Советского Союза Евгенией Жигуленко. О реальных героинях большой и кровавой войны, летавших в крошечных ПО-2 без вооружения и парашютов и совершивших сотни боевых вылетов.

Высоко ценю повести и рассказы Василя Быкова об артиллеристах и пехотинцах, по которым сняты замечательные картины — «Долгие версты войны», «Его батальон», «Дожить до рассвета», «Третья ракета» и ряд других.

А вот к его партизанским произведениям равнодушен, хотя, казалось бы, по повести «Сотников» режиссер Лариса Шепитько сняла один из самых пронзительных фильмов о войне — «Восхождение». Но не верю. Быков воевал на фронте командиром взвода полковой, затем армейской артиллерии. В партизанах не был, не пережил, и это ощущается.

Если хотите почитать про народных мстителей, рекомендую «Люди с чистой совестью» Героя Советского Союза генерала Петра Вершигоры.
Потрясающая личность — режиссер, фотограф, военный корреспондент, ставший разведчиком и возглавивший после ранения Сидора Ковпака в 1943 году самый крупный советский партизанский рейдовый отряд. Никакого надрыва и тоски, книга читается как увлекательный боевик, несмотря на свою строгую документальность.

То же самое и с произведением, с которого началась вся отечественная проза, которую позже назвали лейтенантской — «В окопах Сталинграда». Автору, который получил за те бои очень ценимую на фронте медаль «За отвагу», веришь с первых же строк. Проза капитана-сапера Виктора Некрасова созвучна «Севастопольским рассказам» поручика артиллерии Льва Толстого. Тот же тон бойца переднего края, который рассказывает о самом тяжелом и страшном просто и доступно.

На войне, где человек раскрывается на все сто процентов, столько всего происходит, что никакая писательская фантазия не угонится.

И поэтому так интересно читать документальные повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» и «День командира дивизии» — о героях битвы за Москву, старшем лейтенанте Баурджане Момыш-Улы и генерале Афанасии Белобородове.

Последнего, кстати, в экранизации 1983 года прекрасно сыграл Валерий Цветков. Умные, самобытные люди, для которых война — это не «ура» с пистолетом в руке, а прежде всего умение думать, в том числе и за противника. Отрадно, что их ценный боевой опыт изучают в нынешних Вооруженных силах страны, в частности, в военных академиях.

Похожая ситуация и с Константином Симоновым и его знаменитой трилогией «Живые и мертвые». Там, где писатель был и видел все воочию — читается убедительно и достоверно. Например, посещение главным героем, военным корреспондентом Иваном Синцовым комбрига Серпилина, в полку которого в июле 1941-го за один день подбили 39 немецких танков и бронемашин.

Эпизод написан по фронтовым дневникам Симонова, а прообразом Серпилина (которого в одноименной экранизации Алексея Столпера сыграл фронтовик Анатолий Папанов) послужил сгинувший в тех боях полковник Семен Кутепов.

А дальше — скучнее. Поскольку Симонов в боях не участвовал — все же это не корреспондентское дело — описания боевых действий, в которых участвует Синцов — схематичные. «Солдатами не рождаются» слабее «Живых и мертвых», а «Последнее лето» хуже второй книги. Это тоже легко объясняется — Симонов все реже выезжал на фронт, что в итоге сказалось на прозе.

В наше время много снимают фильмов о Великой Отечественной. Из последних лент отмечу работу якутских кинематографистов «Рядовой Чээрин» — по мотивам повести писателя-фронтовика Тимофея Сметанина. Несмотря на скромный бюджет в 5,5 миллиона рублей, кинорассказ о фронтовых буднях снайпера-якута и его однополчан получился, на мой взгляд, достоверным и убедительным.

Фронтовикам есть что передать нам. Надо только отличать вымысел от реальности.

Опубликовал    27 ноя 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

..Когда обида вдруг приходит на людей,
…Я из"Калины красной"вспоминаю Шукшина:

— «Подними руку… вот так… высоко-высоко… А теперь опусти резко вниз и скажи — Ну и хрен с ними!»

…И сразу так спокойно на душе моей,
…Прекраснейший совет, воистину крылатые слова!

Опубликовала  пиктограмма женщиныБаловень Судьбы  02 сен 2012

Что бы ни случилось, всегда останется место внутри тебя, куда никто не сможет добраться.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛю  10 ноя 2012

— Как испортить прекрасный советский фильм?
— Сделать в наше время продолжение!

Опубликовала  пиктограмма женщиныАрина Забавина  05 мар 2013