Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Анадиплосис как поэтическая фигура речи.

Одним из лучших способов подчеркнуть значение какой-либо мысли или важного образа является повтор.
В повседневной жизни мы часто прибегаем к этому приёму, проговаривая ещё раз то, на что хочется обратить внимание слушателя.
Авторы художественных произведений также используют различные повторы с той же целью. В их распоряжении имеется несколько видов стилистических фигур прибавления, среди которых выделяется анадИплосис.

АнадИплосис (от др.-греч. «сдвоенность») — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое.

«О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!» А.А.Блок

Этот прием известен с древних времен.

«Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно…»

Библия. Псалом 121:23

АнадИплосис также восходит к фольклорным традициям использования речевых повторов в народных изречениях, лирических песнях и стихах.

«Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать».

В современной русской поэтике существуют другие названия анадиплосиса — подхват, стык, скреп.

«Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.

Тучи носят воду,
Вода поит землю,
Земля плод приносит;
Бездна звезд на небе…» А. В. Кольцов

«Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» А.С.Пушкин

Свойство анадиплосиса привлекать внимание к определённому образу или слову широко используется ораторами, авторами публицистических и философских текстов.

«Без здоровой экономики у нас не будет здорового общества, а без здорового общества экономика не надолго останется здоровой». М. Тэтчер

Удачно употреблённый анадиплосис придаёт речи эффектность, создаёт эффект непрерывности и взаимосвязанности, привлекает внимание к определённым образам и деталям.

©
Опубликовала    12 окт 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Что такое эпифора.

ЭПИФОРА (от греч. epiphora — добавление, повторение) — стилистическая фигура — повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.
Эпифора — противоположность анафоре, то есть повтору в начале смысловых отрезков.
И эпифора, и анафора — стилистические приемы, позволяющие подчеркнуть смысл определенных слов, усилить эмоциональную окраску текста.

«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!» (А. Блок)

«Мне хотелось бы поня…

© Tina L 90
Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  11 сен 2021

Гипербола и литота.

Гипербола (oт гp. — преувеличение, излишек) —
образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Примеры.
«И сосна до звезд достаёт.» (О. Мандельштам)
«Во сне дворник сделался тяжелым, как комод.» (И.Ильф и Е. Петров)
«Я видывал, как она косит: / Что взмах, то готова копна»
(А.Некрасов)

«В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это». (В.Маяковский)

© Tina L 90
Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  14 сен 2021

Что такое «оксюморон».

ОксЮморон, оксИморон — (греч. «острая глупость») — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.

Это оборот речи, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления.
Например: звонкая тишина, оригинальная копия, сухое вино, название праздника — «Старый Новый год».
Эти и подобные словосочетания являются оксЮморонами. ОксИморон имеет большое значение в литературе.
Дело в том, что он усиливает воспри…

© Tina L 90
Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  07 окт 2021