Место для рекламы

На заметку поэтам

Что такое версе
Версе, или версэ — это особая литературная форма, прозаическое произведение, в котором каждое предложение составляет отдельный абзац. Таким образом, версе сближается с верлибром. Такая форма не всегда соблюдается полностью. В некоторых случаях абзац может состоять из двух или трех кратких фраз, которые по смыслу являются единым целым.
«Родоначальником» версе можно считать, хотя это и прозвучит неожиданно, Библию. Каждая глава в ней разбита на так называемые стихи, однако разделение осуществляется скорее по смысловому, чем по ритмическому принципу.
В дальнейшем версе, подражая в том числе Ш.-Л. Бодлеру, разрабатывали французские поэты. Следуя их образцам, формой версэ пользовался также И.С. Тургенев в «Стихотворениях в прозе». Например, к форме версе с небольшими отступлениями относится стихотворение «Мы еще повоюем!»:
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
— Мы еще повоюем, чёрт возьми!"
Нередко в произведениях большого объема встречаются части или даже целые главы, которые могут быть отнесены к версе. Подобное встречается у Ф. Ницше в книге «Так говорил Заратустра»:
Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.
Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу".

Заметим, что в данном случае связность фрагмента усилена через фигуры речи.
Аналогично разрабатывает форму версе поэт и писатель Серебряного века Андрей Белый в своих «симфониях», написанных ритмизованной прозой.
«Вьюга выдувала бледные вихри.
Вверх метнула снега, и белые лилии закачались над полями.
Все, гудя, проносилось, все неслось прочь отсюда.
Вьюга распылилась дымом бледных снегов — зацвела горстью спелых цветов белолилейных — подвенечной фатой кружевной из звезд, звезд.
Ленты серебра певучие налетали, пролетали — обволакивали.
Сталкивались, дробясь снегом.
Сквозной омофор снеговой свистом, блеском, ароматом предвесенним разметнулся над полями.
Примелькался снег, танцующий блеском, просквозивший синим, будто кружево».

Однако в творчестве литераторов того времени все же чаще использовались версе в чистом виде, как малые формы.
В настоящее время тоже возможно использование формы версе. Ее характерное построение не только придает произведению ритмичность, но и выделяет важнейшие смысловые акценты, усложняет связь между фрагментами текста. Поэтому писать версе на самом деле довольно сложно: от автора требуется внимание к языку и стилю, лаконичность, четкость мышления.

Опубликовала    02 окт 2020
1 комментарий

Похожие цитаты

Над розовым морем вставала луна
Во льду зеленела бутылка вина

И томно кружились влюбленные пары
Под жалобный рокот гавайской гитары.

— Послушай. О как это было давно,
Такое же море и то же вино.

Мне кажется будто и музыка та же Послушай, послушай, — мне кажется даже.

— Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой.
Мы жили тогда на планете другой

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Андриенко  11 сен 2013

Прозрачная ущербная луна
Сияет неизбежностью разлуки.
Взлетает к небу музыки волна,
Тоской звенящей рассыпая звуки.

— Прощай… И скрипка падает из рук.
Прощай, мой друг!.. И музыка смолкает.
Жизнь размыкает на мгновенье круг
И наново, навеки замыкает.

И снова музыка летит звеня.
Но нет! Не так как прежде, — без меня.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Андриенко  11 сен 2013

Из письма Фаины Георгиевны Раневской: «Прислала мне стихи Мария Сергеевна Петровых. Вспомнила я ее с невыносимой нежностью. Уже не помню, с кем пришла она, кто привел ее, такую на редкость милую, застенчивую, тихую. Читала мне свои дивные стихи и смущалась. Ахматова называла ее „Мару-синька хорошая“, любила ее стихи, считала ее прекрасным поэтом. У Анны Андреевны светлело лицо, когда она говорила о Марии Петровых».

Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости —
Поначалу от робости,
А позднее от старости.

Не напрасно ли прожито
Столько лет в этой местности?
Кто же все-таки, кто же ты?
Отзовись из безвестности!..

О как сердце отравлено
Немотой многолетнею!
Что же будет оставлено
В ту минуту последнюю?

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Меркулов  11 сен 2019