Место для рекламы

Ушел из жизни Станислав Говорухин...

На 83-м году жизни умер Станислав Говорухин — известный советский и российский актер и кинорежиссер.

Десятки фильмов, автором сценария, режиссером и актером которых был Станислав Говорухин, стали любимыми в народе. Секрет прост: они были сняты о простых людях, таких, какие они есть, с их достоинствами и слабыми сторонами.

Детство и родители

Родился Станислав Говорухин в 1936 году в городе Березники Свердловской области.(ныне территория Пермского края).

Отец — Говорухин Сергей Георгиевич (1908−1938), донской казак, был репрессирован согласно директиве Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова «О расказачивании», умер в Сибири.

Мальчик никогда его и не видел.

Мать, Прасковья Афанасьевна (скончалась в возрасте 52 лет, была швеей.

Прадед был кузнецом, а дед Афанасий Трофимович — сельским учителем. Также прямыми родственниками Станислава Сергеевича являются бабушка Зоя Ксенофонтовна и сестра Инесса.

Детство Станислава прошло в бараках, а повседневная одежда — военная форма, достающаяся от дяди. Семья иногда переезжала на другое место жительства.

Самыми яркими воспоминаниями являются годы жительства в городке Тетюши, что у самого берега реки Волги. Красивые места, рыбалка, проплывающие пароходы — что еще нужно для счастья?! Хотя не все было радужно. Жизнь была тяжелой, еды часто не хватало.

Чем увлекался в то время Станислав Говорухин? Биография дает четкий ответ: кинематографом! В городке был маленький кинотеатр, в котором постоянно крутили фильмы. Мальчик исследовал здание вдоль и поперек. Особенно его интересовало то, почему актеров, которые есть на экране, нельзя увидеть на обратной его стороне.

Первое образование

Несмотря на то что мать сама растила детей, ей удалось дать им достаточное образование. После школы парень поступил на геолога и успешного закончил учебное заведение. Во время учебы активный молодой человек с радостью ходит в походы, делает газету, занимается спортом.

Однако проработал по профессии он всего лишь год. Минералы, конечно, интересны, но иногда надоедают. В конце пятидесятых в стране начался бум телевидения. Повсеместно открывались телестудии, в одну из которых в Казани и устроился Станислав в 1959-м. Проработал там два года. За этот период молодой человек успел почувствовать себя и редактором, и ведущим, и автором сценария.

Второе образование

Если кто и знал, чего он хочет достичь в жизни, так это точно был Станислав Говорухин. Биография описывает этот период как острое желание расти на творческом поприще. Душа желала творить

В 1961 году Говорухин уехал в Москву (чему способствовали предельно натянутые отношения с казанским партийным руководством), где поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1964 году состоялся его режиссерский дебют — короткометражный курсовой проект «Аптекарша» по мотивам рассказа Чехова.

Во время учебы у молодого режиссера появилась мечта: уехать в Одессу. Он уже давно был вдохновлен этим приморским городом, хоть и исключительно по произведениям классиков и любимым фильмам: таким как «Весна на Заречной улице», «Жажда», «Приходите завтра». В 1966 году Станислав с отличием закончил ВГИК и вместе с сокурсником Борисом Дуровым отправился в Одессу, где получил предложение снять фильм об альпинистах — сценарий уже имелся, а вот талантливого руководителя найти никак не могли.

В 1961 году Станислав поступает на режиссерский факультет ВГИКа. По окончании учебы он отправился прямиком на Одесскую киностудию. Он уже давно был вдохновлен этим приморским городом, хоть и исключительно по произведениям классиков и любимым фильмам: таким как «Весна на Заречной улице», «Жажда», «Приходите завтра». В 1966 году Станислав с отличием закончил ВГИК и вместе с сокурсником Борисом Дуровым отправился в Одессу, где получил предложение снять фильм об альпинистах — сценарий уже имелся, а вот талантливого руководителя найти никак не могли

Трудовая деятельность

По словам Говорухина, предложенный ему сценарий был откровенно слабым, и попытки его переделать не спасали ситуацию. Но молодой режиссер, сам увлекавшийся альпинизмом, с энтузиазмом взялся за дело: пригласил Владимира Высоцкого и композитора Софью Губайдуллину, и спустя несколько месяцев страна увидела «Вертикаль» — фильм про группу отважных альпинистов, покоряющих пик Ор-Тау.

Лента принесла успех и Говорухину, и Высоцкому — после премьеры творчество музыканта стало так популярно, что пластинки с его записями появились почти у каждой советской семьи. Именно в «Вертикали» Владимир Семенович исполнил «Песню о друге» и «Вершину», «Прощание с горами» и «Скалолазку» — песни, ставшие гимнами всех отечественных путешественников.

В 1969 году Говорухин стал режиссером картины «Белый взрыв», сюжет которой повествует о подвиге советских солдат-альпинистов в предгорье Кавказа в 1942 году. В съемках принимали участие Сергей Никоненко и Людмила Гурченко, в эпизодической роли снялся Владимир Высоцкий, однако картина не повторила успех «Вертикали», хотя Говорухин очень гордился работой и утверждал, что в будущем фильм непременно оценят по достоинству.

«Пираты двадцатого века»

Станиславу Говорухину удалось побить еще один рекорд — кассовый. Этот фильм, только по официальным данным, посмотрели сто миллионов человек.

Сюжет закручивается буквально с первых минут. Мирное судно атакуют пираты и топят его. Лишь нескольким людям из команды удается спастись. Находясь на острове, посреди открытого моря, есть только один шанс спастись — захватить корабль пиратов. В этом фильме есть все: и восточные единоборства, и женская хитрость, и отважные моряки, и самая настоящая любовь. Ну, а самое главное — добро, конечно же, побеждает зло!

Первый советский боевик долгое время собирал полные залы. Да что тут говорить, если фильм, снятый в 1979 году, до сих пор находится далеко не на последнем месте по просмотрам и скачиваниям.

Не удивительно, что Станислав Говорухин, как один из создателей этого шедевра, получил ожидаемую народную любовь, а также истинное призвание.

Режиссер Станислав Говорухин создал множество фильмов, среди которых «День ангела», «Жизнь Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина», «Не хлебом единым», каждый из которых стоит на особом месте у ценителей специалиста. Маэстро с особым трепетом относился к детским фильмам, считая, что подрастающее поколение должно знать всемирно известные истории.

К концу 70-х годов на счету Говорухина значилось шесть полнометражных картин. Несмотря на то, что зрители прохладно приняли вышедшую в 1974 году остросюжетную драму «Контрабанда», а приключенческий фильм «Ветер надежды» и вовсе остался без внимания, Станислава по-прежнему воспринимали как подающего надежды режиссера.

Народную любовь принесли ставшие классическими фильмы, каждый из которых стоит рассмотреть подробнее.

«Место встречи изменить нельзя»

В одночасье все изменилось. Лишь истинный талант способен опустошить улицы за мгновенье — люди массово переместились к экранам телевизоров. Неудивительно, ведь там шел целый остросюжетный детектив с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным в главных ролях.

Список тем фильма был огромен. И противостояние преступному миру поствоенной Москвы, и разница характеров главных героев, и роль человечности в нашей жизни. Немаловажным было полное взаимопонимание между главным актером Владимиром Высоцким и Станиславом Говорухиным.

Сериал навсегда останется легендой советской кинематографии. И хоть раз в жизни посмотреть его должен каждый.

Идея снять криминальную ленту о противостоянии работников МУРа и преступной банды по роману братьев Вайнер витала в стенах Одесской киностудии уже давно. Проект обещал быть масштабным, поэтому и режиссера хотели пригласить соответствующего, «с именем».

Сценаристы планировали позвать Алексея Баталова, но тот в это время уже был занят другими съемками. Тогда Высоцкий, хороший знакомый Аркадия и Георгия Вайнер, уговорил дать шанс Говорухину, попутно «выбив» себе главную роль принципиального и категоричного капитана Глеба Жеглова.

Дружба Высоцкого и Говорухина сделала этот фильм таким, каким мы его знаем

Сериал стал сенсацией: захватывающий детективный сюжет ушел на второй план, уступив место конфликту железных характеров Жеглова и Шарапова. После финальных титров зритель надолго погружался в раздумья: заслуживает ли бандит человеческого отношения или непременно «должен сидеть в тюрьме»?

А великолепный дебют Станислава Садальского, потрясающая игра Армена Джиграханяна, Ларисы Удовиченко и ряда других талантливых мастеров перевоплощения буквально переносили стороннего наблюдателя в послевоенную Москву, раздираемую преступными группировками.

Так что к следующей работе Говорухин приступил уже будучи признанным мастером детективных сюжетов. В 1987 году он представил на суд зрителей двухсерийную экранизацию романа Агаты Кристи «Десять негритят» с Владимиром Зельдиным и Александром Кайдановским в главных ролях. Череда таинственных убийств, словно повторяющих слова из детской считалочки, держала зрителей в напряжении до последнего момента.

С особой теплотой Говорухин относился к детским и юношеским фильмам собственного производства: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1985).

По словам режиссера, приступить к их созданию его заставило равнодушное отношение детей к чтению. Выросший на мировой классике детской литературы Говорухин считал настоящей катастрофой подобные пробелы в образовании молодого поколения и изо всех сил старался их ликвидировать.

В 1988 году Говорухин покинул успевшую стать родной Одесскую киностудию и вернулся в Москву, где стал одним из ведущих режиссеров «Мосфильма». Вскоре жители Советского Союза увидели знаменитого режиссера лично — он сыграл криминального авторитета Крымова, любовника героини Татьяны Друбич и антагониста персонажа Сергея Бугаева в фильме «Асса»

. Роль не была дебютной — за плечами Говорухина уже значилось участие в фильмах «Среди серых камней» и «Возвращение Баттерфляй», однако «Асса» стала своего рода феноменом, фильмом-энциклопедией, изменившим сознание поколения предпостсоветской молодежи, а бандит Крымов стал одним из «звоночков» грядущей новой реальности. Популярности фильму добавили участие группы «Кино» во главе с Виктором Цоем и музыка авторства Бориса Гребенщикова.

Станислав играет роль ревнивого мафиози. Но женская любовь сильнее преступного мира. Песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен», которую он исполнил перед благодарной толпой, стала настоящим гимном перестройки.

После выхода «Ассы» Говорухин начал принимать приглашения от других режиссеров. На его продуктивность в качестве режиссера этот факт не повлиял: успех ждал Станислава с обеих сторон съемочной площадки. В 1990 он исполнил эпизодическую роль Сергея Попова в драме Леонида Филатова «Сукины дети», в 1992 — в картине Петра Тодоровкого «Анкор, еще анкор!» совместно с Валентином Гафтом и Евгением Мироновым. В 1995 году он вместе с Кириллом Пироговым и Полиной Кутеповой сотрудничал с Григорием Данелия на съемках картины «Орел и решка».

В это время «Мосфильм» разросся до внушительного киноконцерна, и Говорухин стал художественным руководителем дочерней киностудии «Вертикаль», под именем которой отныне выходили все работы режиссера.

В 1999 году вышел признанный шедевр режиссера Говорухина — драма «Ворошиловский стрелок». В центре сюжета оказалась трагедия героя Михаила Ульянова, бывшего железнодорожника, в одиночку растящего единственную внучку Катю. Психологически тяжелый фильм, продемонстрировавший зрителям, на что способен потерявший надежду на правосудие человек, вошел в анналы российского кинематографа как спорная, провокационная, но, несомненно, выдающаяся картина.

Один из лучших фильмов Говорухина — «Ворошиловский стрелок»

В 2003 году фильмографии Светланы Ходченковой и Александра Балуева пополнились картиной «Благословите женщину», снятой Станиславом Говорухиным. В этот раз постановщик обратил внимание на проблему отношений между мужчиной и женщиной: военным Ларичевым и несовершеннолетней Верой. Зрителей ждал приятный сюрприз — режиссер появился в одной из сцен в образе командира дивизии.

В 2005 он появился в камуфляжной форме в режиссерском дебюте Федора Бондарчука «9 рота». В фильме снялась вся «молодая гвардия» российского кино, включая Александра Лыкова и Константина Крюкова; Говорухин же сыграл командира полка в учебной части.

В 2006 году Говорухину присудили звание Народного артиста России.

Черная кошка" Станислава Говорухина

В 2015 году в свет вышел новый фильм Говорухина — «Конец прекрасной эпохи» с Иваном Колесниковым и Сергеем Гармашем. Экранизация сатирических рассказов Довлатова познакомила зрителей с приключениями журналиста Андрея Лентулова в конце периода хрущевской оттепели.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА

В молодости Говорухин придерживался в какой-то мере оппозиционных взглядов: не вступал в ряды КПСС, а в период перестройки присоединился к Демократической партии России.

Молодой Говорухин не ладил с партийным руководством

В августе 1991 года Станислав Сергеевич провел двое суток у стен окруженного танками путчистов Белого дома. Сначала он ликовал, радуясь победе над коммунистическим режимом, но позднее пришел к выводу, что события 21 августа 1991 года по существу оказались поражением, так как показали бессилие, недальновидность и некомпетентность правящих кругов.

Своими взглядами он поделился в документальной трилогии, над которой работал в промежуток с 1990 по 1994 год. В серию вошли фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция».

Россия, которую мы потеряли. Станислав Говорухин

В 2000 Борис Ельцин сообщил о своем уходе с поста главы государства. На президентских выборах ЦИК зарегистрировал 12 кандидатов; в список попали, в том числе, Владимир Жириновский, Элла Памфилова, Григорий Явлинский и, неожиданно для многих, Станислав Говорухин. Предвыборная кампания режиссера совпала с выходом новой драмы режиссера «Не хлебом единым», которую многие зрители с возмущением интерпретировали как продолжительный агитационный ролик. Впрочем, фильм не помог — Говорухин набрал менее половины процента голосов.

В 2011 году он стал активным участником предвыборной кампании Владимира Путина, а летом 2013 года стал одним из лидеров Общероссийского народного фронта — общественной организации, созданной Владимиром Путиным. «Я лично не вижу никакого другого лидера, которому я мог бы доверить страну, в которой будут жить мои дети и внуки», — подчеркивал режиссер.

Благодаря активной гражданской позиции и выдающимся творческим заслугам Говорухин получил должность председателя Комитета по культуре, а также мандат депутата в Госдуме.

В 2011 году Станислав Говорухин стал депутатом Госдумы

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА

Станислав Говорухин был женат дважды. Его первая супруга — актриса Казанского театра Юнона Ильинична Карева. В 1961 году появился на свет сын Сергей, однако вскоре после его рождения семья распалась.

В 1966 году Говорухин женился во второй раз; новой избранницей режиссера стала Галина Борисовна Говорухина, сотрудница Одесской киностудии.

Режиссер никогда не скрывал пристрастия к юным актрисам, словно нарочно подбрасывая журналистам повод для обсуждения своих любовных похождений. Например, он открыто признавался в симпатии к Светлане Ходченковой, а позже — к фигуристой красавице Анне Горшковой.

В октябре 2011 года в семье Станислава произошла трагедия — в возрасте 50-ти лет скончался Сергей Говорухин. Режиссер предположил, что причиной смерти сына стало пагубное пристрастие к сигаретам.

Увлечения

В молодости Станислав Говорухин увлекался альпинизмом и исполнением каскадерских трюков. В свободное от профессиональной деятельности время режиссер предпочитает играть в шахматы, читать книги.

Более двадцати лет, с середины 1990-х годов, режиссёр увлекается живописью. Начинал он с карандашных набросков, сделанных на бесчисленных кино-заседаниях. Затем от рисунков перешёл к пейзажам, написанным маслом. Его любимый жанр — лирический пейзаж в традициях русской живописной школы. Персональные выставки его живописных работ состоялись в 1998 году в Доме кино, в 2006 году — в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» на Пречистенке, в феврале 2011 года — в Киеве. В 2001 году в зале РАХ прошла выставка живописи художника «Парламентские каникулы», в 2006 году — выставка, приуроченная к его семидесятилетию, в 2011 году — посвящённая семидесятипятилетнему юбилею художника.

Награды и звания

Станислав Говорухин имеет в своей коллекции множество титулов, наиболее значимые из которых:
1986 — почётное звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР».
1995 — звание «Почётный гражданин города-курорта Железноводска».
2006 — почётное звание «Народный артист Российской Федерации» — за большие заслуги в области искусства.
2016 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени

СМЕРТЬ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА

За несколько дней до смерти Говорухину стало плохо с сердцем. В это время режиссер находился на фестивале «Кинотавр» в Сочи, а вернувшись в Москву, он самостоятельно обратился в больницу. Там выяснилось, что он все это время находился в предынсультном состоянии.

Станислав Сергеевич Говорухин скончался после продолжительной болезни 14 июня 2018 года в подмосковном санатории Барвиха. Режиссер тяжело болел с декабря 2017 года: ему удалили одно легкое, состояние постепенно становилось критическим. «Он боролся до конца с болезнью, но она его победила», — сообщил представителям СМИ депутат Госдумы Вячеслав Володин.

Опубликовал    15 июн 2018
0 комментариев

Похожие цитаты

Я уже вышла из того возраста, когда переживаешь, что о тебе подумают другие… Пусть теперь другие переживают, что о них подумаю я …

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗАноЗА  13 июл 2012

Мне часто в детстве говорили, что я очень добрая и милая девочка…
В общем… сглазили, сволочи…

Опубликовала  пиктограмма женщиныДоЗа СчАсТьЯ  19 ноя 2012

Вы знаете, что люди могут не вернуться?
зажав всю волю в кулаке, Вас отпустить?
и как-то утром с мыслями, но не о Вас, проснуться
и больше Вас не ждать и не о Вас грустить.

Вы знаете, что люди могут не вернуться?
не выдержать, свой мир сломав, Вас не простить?
и со слезами на глазах от Вас на 100 ключей замкнуться
и понимая, что нет сил, Вас навсегда забыть.

задумайтесь, о том, что люди могут не вернуться
и могут не писать, не волноваться, могут не звонить…
и никогда… и никогда Вам к ним уже не прикоснуться…
задумайтесь, а кто еще Вас сможет так же полюбить?

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛерик  01 июл 2013