Место для рекламы

Все грамотные стали

Сетевая литература — шанс максимально быстро пробиться к читателю или разнузданность и рай для графоманов? У дверей в литературный интернет «свобода вас примет радостно у входа». Жмем на enter. И оказываемся на двух главных литературных сайтах — «Проза» и «Стихи».
В российском интернет-пространстве сегодня десятки сайтов, которые можно назвать литературными. Но всех бьют порталы-побратимы — «Стихи.ру» и «Проза.ру». Бьют по массовости, посещаемости, количеству публикуемых произведений. Более ста пятидесяти тысяч читателей в день. Постоянная аудитория — два миллиона грамотных. Каждый день публикуется более десяти тысяч свежайших стихов и тысячи новых рассказов, повестей, романов и эссе. Регулярно пишущих авторов для «Стихов» и «Прозы» более полумиллиона.
— Ну, и как тебе? — спросил Следователь.
— Да, лихо. Как это она смогла все сотворить одна-то? Но факт налицо, двоих уложила — и с каким зверством. Матери насильно влила в горло кипяток из чайника, и та скончалась от болевого шока, а с отцом зачем-то «игру» устроила. Привязала к стулу, прилепила жвачкой пиковый туз на лоб и одним выстрелом попала прямо в цель, а ведь стреляла-то с очень приличного расстояния, не каждый попал бы… И сама после содеянного в окно ласточкой сиганула. Вот и все. Три трупа. А почему? Что случилось?
— Дай время, узнаем, — посмотрев в небо, философски ответил Следователь.
Анна Эккель «Кольцо от Тиффани» (Проза.ру)
Основатель этих литературных порталов и благодетель графоманов Дмитрий Кравчук — человек далекий от литературы. В конце девяностых Дмитрий закончил Московский физико-технический институт и работал программистом в Российском НИИ развития Общественных сетей, разрабатывал веб-сайты и интерфейсы. У него были друзья, которые сочиняли стихи, и которых, естественно, не печатали.
Весной 2000 года Кравчук создал и запустил «Стихи» и «Проза». Бесплатные. И это была бомба замедленного действия, заложенная под литературное «мыло».
Главным ноу-хау новорожденных сайтов было обсуждение опубликованного. Комментировать мог каждый — ничто не удалялось. Автор мгновенно узнавал, что думают о его творчестве посетители сайта. Пока авторов было несколько сотен, присутствовало прекраснодушное. Все друг друга ценили, а порой даже уважали. Не нужно было никаких модераторов. Почти все рецензии были теплыми, конструктивными и полезными, как сбалансированный йогурт с добавлением натуральных злаков. Но каждый год количество авторов и читателей увеличивалось десятикратно. На рубеже в сто тысяч пользователей ощущение эйфории и всеобщей идиллии постепенно сошло на нет. Между отдельными литературными гениями стали возникать ссоры, становившиеся все более безобразными от их публичной доступности. На «Стихах» и «Прозе» скандалов случалось столько, что пришлось ввести должность модератора порталов. Первое, что он сделал, — закрыл форум «Общие вопросы». Лично я испытываю по этому поводу сожаление. Читать писательские разборки на тему «а ты кто такой?!» было подчас интереснее, чем сами произведения.
В нашем доме всегда были относительно большие собаки, а этот малыш казался чем-то «невзаправдышным», игрушечным. Радовали ее миниатюрность, забавы, игривость, мелкие шалости. Не собачка, а игрушечка для всех… НО. Совсем неожиданно вместе с зубами, которых по нашей неграмотности выросло на три больше нормы (тойтерьерам, оказывается, молочные зубы надо удалять, они сами не выпадают), у нее прорезался и характер.
Дина Иванова «Для тех, кто любит собак» (Проза.ру)
«Если ваша цель стать богатым и знаменитым, вам необходимо придерживаться ролевой модели Собчак, Волочковой, Прилепина. Последний, конечно, не так известен обывателю, как светские львицы, но зато сумел скопировать и перенести их тактику агрессивного самопродвижения в консервативное и скучноватое литературное сообщество. Если же ваша цель создать достойное произведение, то путь будет совершенно иным. И тактики здесь, в отличие от первого варианта, никакой нет и быть не может. Манипуляции с обывательским сознанием в этом случае не прокатят. Надо работать с текстом, а не с имиджем», — так думает постоянный автор сайта «Проза.ру» Андрей Геласимов. Создатель известных романов «Рахиль» и «Степные боги», он впервые опубликовался именно в бесплатном интернете, но «в переплет» попал без его помощи. Просто принес Андрей ничего не знавшему о его художествах в Сети издателю роман «Жажда», а тот взял да и выпустил его на бумаге.
Кстати, куски своих новых произведений, будучи уже тиражным автором, Геласимов обязательно публикует на «Прозе». Ему нравится, что в интернете текст начинает жить самостоятельно, еще до бумажного экземпляра.
Дмитрий Кравчук завел на своих сайтах непреложное правило: все права на произведения, размещенные на «Стихи.ру» и «Проза.ру», принадлежат авторам. После публикации в интернете эти права никак не ограничены. При желании их можно продать.
В США уже почти четверть века существует крупнейший литературный сайт Amazon, размещающий в том числе и произведения российских авторов в английском переводе. Сайт платит автору гонорар и защищает его права. Найти электронную версию для бесплатного скачивания в Америке невозможно. Как-то у них это получается.
Захар Прилепин — лауреат премий «Национальный бестселлер», «Супер Нацбест», «Русский Букер десятилетия» свои первые поэтические тексты тоже публиковал в интернете под псевдонимом Евгений Лавлинский. «Я уже тогда захотел издаваться в привычном формате и быстро потерял интерес к так называемой сетелитературе. Любой писатель „убегает“ печататься на бумаге, как только появляется такая возможность. Сетевая литература — это мир без иерархии, в котором неинтересно жить самому литератору».
А с другой стороны: «Чем известнее я становился, тем быстрее мои тексты воровались и выкладывались в Сети. По своему опыту замечаю, что Интернет или никак не влияет на продажи книг, или влияет положительно. Не стесняюсь того, что просматриваю отзывы о себе в Сети. Этим занимаются все авторы: Сергей Есенин ездил на другой конец города за статейкой о себе в три строки… Сегодня эта работа упрощена. Можно очень быстро узнать, что о тебе наговорили. Так ты не только услаждаешь свое тщеславие, но и получаешь дельные замечания. Благодаря им я сделал в своих книгах уже, наверное, триста или пятьсот правок».
Маститый поэт Алексей Ивантер после эфира вечерней радиопрограммы «Стихи.ру» был сброшен со всех пьедесталов и растоптан в интернет-комментариях «молодыми да ранними». Сначала дико разозлился. А потом признался, что за всю жизнь не получал столько живой, думающей критики, такой полнокровной связи между своим творчеством и его, простите, потребителями. В общем, полезное это дело — проверять себя на вшивость в Сети.

Я болею оцень-оцень,

У меня голяций лобик,

Потому сто этой ноцью

На меня напал миклобик.

У меня забился носик,

Он поцьти совсем не дысыт,

Да и уски оцень плосят,

Стобы звуки стали тисе.

Декабрина «Миклобик» (Стихи)

Влияние сетевой литературы на литературный процесс сегодня огромно. Для примера: в администрацию сайтов пришла известный критик из всеми уважаемого «толстого» журнала. И была сражена наповал обилием и разнообразием того, что публикуют. «Как это так! — возмущалась она, — автор только прислал свое произведение, а вы его сразу публикуете! У меня молодые, даже очень талантливые поэты должны „отлежаться“ в особой папке. Так надо! Полгода, год… Право на публикацию надо заслужить. Моя политика: публикуем новичков в гомеопатических дозах. Чтобы не возгордились, чтобы знали, в какой избранный круг их допускают».
В неутомимом и терпеливом поиске новых литературных талантов Кравчук не застыл на одном только интернет-поле. При сайтах существует издательство, которое выпускает настоящие бумажные книги, но, естественно, за счет самих авторов. Оказалось совсем не дорого и не позорно.
Последнее и решающее мнение оставим за авторами литературных сайтов-близнецов. Ну, например, за девушкой из Сибири, которая скрывается под ником zolotko: «Наши сайты — место для утверждения себя, своих взглядов, своего творчества, своего мировоззрения и своего Мироздания. При этом всех называю сочинителями, без дележки на графоманов и литераторов, ибо, в моем понимании, только будущее окончательно расставит всех по местам. И, кто знает, может быть, не замеченный ничем особенным автор сервера сегодня и будет представлять русскую литературу современности в ближайшем будущем…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  26 янв 2014
5 комментариев

Похожие цитаты

«Круто, он попал на ТВ…

Высшей школе телевидения Московского университета исполнилось пять лет. Первый, небольшой, но юбилей. Для меня, помимо прочего, эта дата означает, что последние пять лет я постоянно думаю о нашем телевидении. Даже книгу «Теория телевидения» написал — в следующем году выйдет. Но книга длинная, а байка, которую сейчас расскажу, короткая.
…Креативный продюсер смотрел на меня с таким азартом, будто вытащил щуку больше той, что минувшим летом досталась Путину. Всю последующую…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  26 янв 2014

Уроки майданопоклонничества

Когда участвуешь в дискуссиях о происходящем в последние недели на Украине или слушаешь такие дискуссии, то начинаешь думать, что две главные черты многих людей, называющих себя демократами, либералами и интеллектуалами, суть глупость или лицемерие. Черное с легкостью называется белым, боевики и провокаторы — активистами, терроризирование центра Киева и запугивание всей остальной Украины — демократической революцией, националисты фашистского замеса — борцами за свобо…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  12 фев 2014

Почему дети СССР были другими?

Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери — все мы родом из детства.

Вот только детство у тех, кто был ребенком до начала девяностых и после, разное. И разное настолько, что порой удивляешься, как нам «динозаврам прошлого» удалось дожить до настоящего.

В наше время в машинах не было ремней и подушек безопасности, и это никого возмущало, даже гаишников.

Наши комнаты, кровати и игрушки не окрашивались специальными экологически чистыми крас…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  05 мар 2015