
В.Л.Боровиковский - картина "Портрет Павла Первого в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена"
Павел I Петрович (20 сентября / 1 октября 1754, Санкт-Петербург − 12/24 марта 1801, Санкт-Петербург) − сын великого князя Петра Федоровича (Петра III) и великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II). Император Всероссийский, великий магистр Мальтийского ордена. Убит в результате дворянского заговора. Царствовал с 6/17 ноября 1796 по 12/24 марта 1801.
Владимир Лукич Боровиковский — известный русский портретист конца XVIII — первой четверти XIX веков, творивший в сентиментальном стиле.
Картину с изображением императора художник выполнил на заказ по случаю вступления монарха в должность гроссмейстера Мальтийского ордена.
Как и все царские особы того времени, Павел I не позировал Боровиковскому.
В качестве основы мастер использовал каноническую работу Степана Щукина, срисовав с нее лицо императора. Искусствоведы отмечают, что живописец не копировал «вслепую» уже готовый портрет, наоборот, как опытный психолог он искусно подчеркнул властный и надменный характер Павла поджатыми губами и пренебрежительным взглядом.
Современники писали, что императору понравилась эта версия, и он часто любовался ею.
Государь стоит в полный рост, держит в правой руке скипетр и смотрит на зрителя надменным взглядом.
За спиной Павла I — трон с небрежно сброшенной белой накидкой, а рядом на бархатной подушке столика лежит держава.
Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами св. Андрея Первозванного (цепь и звезда) и св. Иоанна Иерусалимского (крест).
На портрете Боровиковского, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).
Произведение демонстрирует торжественность момента, показывает величие и роскошь императорского дома.
У самых ног императора, как основание всего возводимого им теократического государства, изображен циркуль, инструмент вольного каменщика.
В данном случае он также, скорее, атрибут средневековой ритуально-символической картины, чем действительная поддержка императором масонской организации.
Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания.
Павел здесь — мастер средневекового строительного цеха, то есть, Гроссмейстер Мальтийского Ордена.
Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, — так прочитываются программы российского императора на огромном парадном портрете на исходе XVIII века, таков образ императора Павла I в искусстве, созданный Боровиковским.
Местонахождение: Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.