Представьте себе, что за вами везде следует тень. Она порой не видна, но всегда присутствует. И эта тень может быть маленькой и едва заметной, а может быть огромной, как тяжелая черная туча, затмевающая все вокруг. Представили? Вот так выглядит стыд. Он следует за нами тенью, напоминая о недостатках и несовершенствах, и порой обходится нам очень дорого.
Стыд — эмоция сложная. Он состоит из страха, злости, грусти и печали. И, как любая негативная эмоция, напоминает кусок скотча, от которого хочется избавиться, но который никак не смахнуть с пальца.
Стыд можно назвать предателем организма. Он препятствует его здоровому функционированию и является тем механизмом подавления, который связан с ловушкой Неполноценности. А по краям этой ловушки раскидано сравнение с теми, кто лучше, умнее, быстрее, сильнее и много чего умеют. И уж если ты в нее угодишь, то перестанешь быть собой какое-то время.
Стыд формируется из ранних опытов отношений с родителями нашими страхами, неудачами, отвержением, обесцениванием, критикой и решениями о том, что ты никудышный, испорченный и тот, кого нельзя любить таким, какой он есть. То есть, в грубом приближении, стыд — это тень голоса критически настроенного родителя, который стал частью тебя. Он ложится в фундамент нашей самооценки ощущениями дефективности, ущербности, неполноценности и несостоятельности и тянет вниз, заставляя упускать возможности, парализует стремление выражать себя и делает уязвимыми в отношениях с другими людьми.
Зигмунд Фрейд в своих работах связывал появление стыда с несколькими моментами. Во-первых, с формированием Сверх-Я, как той инстанции психики, которая отвечает за моральные нормы, ценности, отказ от влечений и интернализацию родительских запретов. Стыд — это наказание за нарушение действиями либо мыслями требований и запретов нашего Сверх-Я. Во-вторых, Фрейд связывал стыд с «выставлением себя напоказ» и «подглядыванием». В-третьих, он считал, что стыд возникает, когда человек чувствует, что его нарциссическое «Я» было уязвлено, и он не соответствует своим собственным идеалам или ожиданиям других. И в-четвертых, он связывал стыд и вину с культурой, которой принадлежит человек.
У Жака Лакана, французского психоаналитика, тоже есть гипотезы относительно возникновения чувства стыда. Он считал, что стыд возникает на «стадии зеркала», когда ребенок впервые видит свое отражение и идентифицируется с ним. Но эта идентификация является неполной и всегда оставляет «дыру» или «нехватку». Стыд возникает, когда человек осознает эту нехватку и чувствует, что не соответствует своему идеальному «Я». А еще Лакан рассматривал стыд в рамках своей триады: Символическое (язык и культура), Воображаемое (образ «Я») и Реальное. Стыд возникает, когда человек сталкивается с Реальным, с тем, что не может быть выражено словами или образами. И это столкновение связано либо с травматическим опытом, либо с аспектами человеческого существования, которые вызывают тревогу и дискомфорт.
И бывает стыд здоровым (это когда он помогает нам соблюдать социальные нормы и избегать действий, которые могут причинить вред другим) и невротическим. Невротический стыд является чрезмерным и иррациональным, он приводит к чувству собственной плохости. И порой он дает о себе знать не как голос, а как зудящее неуютное желание что-то сделать или чего-то, наоборот, избежать. Он колет, терзает, грызет и мучает, упорно возникая перед глазами и не отпуская, пока не будет чем-то утолен или смягчен. Здоровый стыд- штука полезная, а вот стыд невротический — это то, с чем непременно следует поработать…
Клинический психолог