Архип Иванович Куинджи — русский живописец приазовско-греческого происхождения, один из самых знаменитых пейзажистов пореформенной эпохи, лидер круга так называемых «русских люминистов».
***
Полотно «Берёзовая роща» было впервые показано в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника.
Картина написана художником в стиле романтического пейзажа. Как и в других произведениях Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения.
Доминирующее положение на полотне занимает залитая ярким солнечным светом лесная поляна. На заднем плане её замыкают густые высокие деревья, зелёные силуэты которых служат своеобразной живой оградой. Композиция разделена на две части протекающим по центру ручьём, покрытым ряской, а также просветом между дальними деревьями.
Такое «подчёркнуто симметричное деление композиционных планов картины» сохраняется и в расстановке расположенных на первом плане берёз, растущих на поляне.
Верхняя часть берёз не показана, видны только их стволы — коричневато-зеленоватые в тени и ярко-белые в тех местах, где они обращены к солнцу, — и небольшие ветки со свежей листвой, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса, изображённого на заднем плане.
Комбинация разных оттенков зелёного цвета, использованных при написании листвы берёз и дальнего леса, ещё больше подчёркивает ощущение яркого солнечного дня — по словам художника Аркадия Рылова, «реальна эта радость, сверкающая под душистыми берёзами».
Срезая кроны ближних деревьев, Куинджи ограничивает изображённое на картине пространство, лишает его панорамности. Вследствие этого характер композиции становится более замкнутым и интимным, ослабляется его национальное содержание. В то же время, по словам искусствоведа Виталия Манина, усиливается «общечеловеческое содержание, возникшее благодаря ясно выраженному светлому мироощущению, оптимизму, яркой наполненности картины светом».
В целом композиционное решение «Берёзовой рощи» соответствует академической схеме.
Это, в частности, проявляется в «кулисном построении сцены», где стволы берёз создают впечатление уходящего далеко в глубину пространства, а тёмные деревья играют роль театрального задника.
Другой академический приём — использование традиционных «треугольников», образуемых освещённой поляной, светлым небом и затенённым ручьём; вершины этих треугольников сходятся в точке пересечения диагоналей холста. Хорошо продуманное линейное построение основано на чётких перспективных сокращениях. Впечатление естественности глубины пространства достигается «эффектным чередованием солнечного освещения и тёмной тени».
Хранится в Государственной Третьяковской галерее.