Человеческое поведение, характеризующееся унижением слабых, обманом наивных и высокомерием, объясняется несколькими факторами, взаимосвязанными и переплетающимися. Унижение слабых и обман наивных — это проявление агрессии и стремления к доминированию. Слабые кажутся легкой мишенью, не способной оказать сопротивление. Наивные люди, из-за своей доверчивости и неопытности, становятся жертвами обмана, потому что их легко ввести в заблуждение, манипулируя их желаниями и ожиданиями. В основе таких действий лежит желание получить выгоду — будь то материальная, социальная или психологическая (удовлетворение от чувства собственной власти). Высокомерие*- это механизм защиты низкой самооценки, маскирующийся под чувством превосходства. Люди, чувствующие себя неполноценными внутри, пытаются компенсировать это, возвышаясь над другими. Они создают искусственное чувство собственной значимости, чтобы скрыть свои комплексы и неуверенность в себе. Это своеобразная форма самоутверждения за счёт унижения других.
Эксплуатация доверчивых людей меркантильными личностями — это прямое следствие расчёта и эгоизма. Добрые и доверчивые люди часто становятся жертвами, поскольку их доброта воспринимается как слабость, которую можно использовать в своих интересах. Меркантильные люди сосредоточены на собственной выгоде и не испытывают угрызений совести, манипулируя чужой добротой.
Вопрос о «нужности дураков» — провокационный. Никто не «нужен» в качестве дурака. Скорее, термин «дурак» в данном контексте обозначает людей, которые из-за своей наивности или некомпетентности становятся жертвами манипуляций и обмана. Их присутствие в обществе не является необходимым, а является следствием неравномерного распределения знаний, навыков и жизненного опыта. Не оценка доброты в современном мире связана с культом индивидуализма, конкуренции и стремлением к материальному успеху. В обществе, где ценятся амбициозность и целеустремленность, доброта часто воспринимается как слабость или наивность, препятствующие достижению успеха. Это не означает, что доброта не ценится совсем, но её ценность часто затмевается другими, более «прагматичными» качествами. К сожалению, в быстром ритме жизни и повсеместном давлении быть успешным, проявление доброты может казаться невыгодным или даже опасным. В итоге, все эти явления — результат сложного взаимодействия социальных, психологических и экономических факторов. Они отражают неравенство в силе, знаниях и ресурсах, а также проблемы самооценки и эгоистических стремлений отдельных людей.