Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Перов - Утопленница

Из обличителя и сатирика художник Василий Перов не случайно превращается в «поэта скорби».
Собственная жизнь порой кажется ему беспросветной — всего пять лет семейного счастья с первой женой заканчиваются трагедией: Перов хоронит супругу, а потом и двоих старших детей.
В живых остается только младший сын Владимир, который пойдет в отца и вырастет художником.

Мы уже не увидим сочных, ярких оттенков, красок, каких-то замечательных цветовых нюансов, аккордов. Все красочное богатство произведений Перова сводится к трехцветке. Это черный, коричневый, серый тона.

«Утопленница» (1867) — финал жизненной драмы. Перов отказывается от многолюдности своих более ранних работ, освобождается от развитой повествовательности в пользу лаконизма и пластической целостности.

Трагедия загубленной молодой жизни — так можно обозначить сюжет картины.
Художник искренне переживает смерть молодой девушки.

Пристав курит трубку, размышляя о судьбе молодой женщины. Что явилось причиной смерти — самоубийство, несчастный случай, убийство — художник не дает ответ на этот вопрос.
Героиня мертва, «судьбы свершился приговор».

Фоном работы выступает панорама Московского кремля в утреннем тумане: просыпается
город с его церквями, золотыми куполами и дворцами, как таинственный, обещанный в предании затонувший град Китеж, мираж, утопия, образ утраченного рая.

Картина полна деталей, раскрывающих всю трагичность сюжета. Здесь и обрывок веревки, багор, деревянные мостки пристани, старая лодка — все создает атмосферу безысходности, уныния, тоски. Черная одежда героини, мокрые волосы на голой мостовой, а также миниатюрная ручка утопленницы заставляют сжиматься сердце зрителя от жалости.

Художник заставляет зрителя задуматься над причиной произошедшего и почувствовать свою причастность к трагедии. Зритель сочувствует погибшей и возмущен равнодушием жандарма, а приближающаяся стая ворон выглядит зловеще.

Героиню Перова иногда отождествляют с падшей Фанни из рассказа Перова «Фанни под № 30», что не верно. Внимательный взгляд отметит на руке женщины обручальное кольцо, в ее волосах и одежде запутались водяные лилии (символ чистоты и невинности).

Опубликовала    30 ноя 2023
1 комментарий

Похожие цитаты

Ангел или Дьявол
Идешь по жизни, будто через поле,
А за тобой, погибшие цветы
Так и сердца мужчин ты поневоле
Окинув взглядом, бьешь на части ты

И вот они, забыв про все на свете
Теряют жен, работу и покой
Как фея ты, уходишь на рассвете
Лишь оставляя образ, яркий, свой

Скажи, бегущая ты по волнам
Ты Ангел или Дьявол во плоти
В каких мечтах и кем ты создана

Опубликовал(а)  Альберт Зиганшин  14 ноя 2019

Василий Перов - Тройка

Василий Перов -«Ученики мастеровые везут воду», 1866 год.

С годами от сатиры Василий Перов переходит к драматическим сюжетам. Коллеги теперь называют его «папой московским», критики — «Достоевским и Тургеневым русской живописи». Его героями отныне становятся «униженные и оскорбленные», «бедные люди».

Принято считать, что с картины «Проводы покойника», написанной в 1865-м, за год до «Тройки», начинает отсчет новое движение в русском искусстве — идейный реализм.
А Перов становится его лидером, «отцом русского жанра».

Сюжет «Тройки» мало понятен сегодн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  23 ноя 2023

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023