Место для рекламы

Строительство русской избы и мифология

Сооружение жилого дома для наших предков славян было исполнено глубочайшего религиозного смысла. В древности каждый человек строил жильё для себя и своей семьи сам. Если требовалось, на помощь звали родственников, соседей, друзей.

Славяне, как и другие племена лесной зоны Европы, нередко строили дома и священные храмы таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были «благородные» деревья (дубы, ясени, берёзы), и притом почитаемые, овеянные легендами, наделённые, по мнению древних, божественной благодатью. Отголосок этого древнего верования прочно держался в разных местах России ещё в начале ХХ века в некоторых обрядах, связанных со строительством. В Дмитровском крае для этой цели предпочитали рябинки, в Калужской губернии — дубки, на Верхней Волге — елочки и берёзки, в Западной Сибири — молоденькие кедры: «Вот тебе, суседушка (имелся в виду Домовой), тёплый дом и мохнатый кедр!»

Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, «священное». Священными могли считаться как целые рощи (их называли «заповедными», то есть «запретными»), так и отдельные деревья, привлекавшие внимание необычайными размерами, возрастом или особенностями развития. Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. Также никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. Избегали и скрипучих деревьев, в которых, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, наверняка будет наказан: поплатится здоровьем, а то и жизнью. Грехом почиталась и рубка «молодика» — молодого, недозрелого леса. В этом случае мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья, не достигшие наилучших кондиций. Деревья с аномалиями развития — большим дуплом, вросшим в ствол камнем или другим каким-либо предметом, с необычной формой ствола, с удивительным переплетением корней — также рубке не подлежали: «не такие, как все» — мало ли какая сила могла в них затаиться!

В разных областях существовали и запреты на рубку некоторых пород. В первую очередь, конечно, это относилось к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель. Эти породы энергетически неблагоприятны для человека, «выкачивают» из него жизненную энергию, и это свойство сохраняют даже предметы, сделанные из их древесины. Так что нежелание наших предков жить в еловом или осиновом доме было опять-таки не лишено оснований. С другой стороны, человек, срубивший вполне «доброжелательную» липу, должен был непременно заблудиться в лесу. Это убеждение стойко держалось, в частности, на Вологодчине. По всей видимости, Боги сурово вступались за дерево, веками обувавшее, а то и одевавшее народ…

Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья, не имеющие в себе жизненных сил. На них печать смерти — чего доброго, занесут её в дом. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и «временно мертвы». С представлениями о смерти, загробном мире связан и запрет, налагавшийся на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, «на полночь»: эту сторону света наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом — словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб, и люди в доме долго не проживут! Также запретными считались деревья, выросшие на заброшенных лесных дорогах, в особенности — на перекрёстках таких дорог.

Место для строительства дома выбиралось также очень тщательно, согласно множеству поверий и традиций. Нередко в этом выборе полагались на домашних животных. Жилое место не должно было нести никакой отрицательной и губительной силы.

Время начала строительства имело не меньшее значение. Последние исследования учёных дают основания полагать, что древние славяне внимательно следили за движением звёзд и планет и использовали свои наблюдения в быту. Строительство, как правило, начинали весной, в конце марта. Сроки строительства непременно должны были захватить летний праздник Троицы: «без Троицы дом не строится». Здесь, как и во многих других случаях, христианские представления наслоились на более ранние языческие.

Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании многих из них находят конские черепа. Это была «строительная жертва» в целях защиты жилища от злых сил. Так что «коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. В старину к задней части конька прикрепляли ещё и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла — четырьмя «ногами». Учёные пишут, что вместо деревянного «конька» некогда укрепляли настоящий лошадиный череп — отсюда же, кстати, и обычай укреплять на «фронтоне» дома оленьи рога (как нередко делали древние скандинавы). Закопанные же черепа находят и под избами Х века, и под выстроенными через пять столетий после крещения — в ХIV—ХV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом — как раз под иконами! — либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.

Вместе с черепом в основание будущего дома укладывали ковшик мёда, а также воск: мёд (медовый напиток) и воск издревле считались любимой пищей Богов. Кроме того, клали шерсть, зерно, куски хлеба. Смысл этих приношений известен: они должны были обеспечить новому дому богатую и сытную жизнь, умножение рода. В христианские времена с той же целью стали добавлять ладан и деньги.

Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить «петушков» как украшение крыш, а также повсеместно распространённое убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха.

И всё-таки древняя вера, что дом строится «на чью-нибудь голову», бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершённым, обманывая судьбу. Ещё в ХIХ веке при закладке избы старший плотник три утра подряд выходил на место строительства «слушать». Долетит человеческий голос, — значит, умирать предстояло хозяину нового дома. Послышится мычание скота или крик петуха, — значит, речь шла об их головах. А поскольку смысл многих древних поверий в ХIХ веке был уже утрачен, повсеместно в России считалось, что заклятие — кому умирать — иной раз накладывали сами строители. Вот и просили крестьяне мастеров-артельщиков: «Закляните, родимые, мышей и тараканов — чёрных да рыжих!»

Опубликовала    16 янв 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

http://www.spb.aif.ru/society/people/bytie_ubiycy_kak_slozhilas_sudba_dantesa_posle_dueli_s_pushkinym?utm_source=24smi.info&utm_medium=referral&utm_campaign=2526&utm_content=1114943&utm_term=606

Бытие убийцы. Как сложилась судьба Дантеса после дуэли с Пушкиным

22 января 1837 года в Санкт-Петербурге венчали молодую пару. К сожалению, брак этот предполагался лишь как прикрытие для подлых интриг. Французский поручик Жорж Дантес женился на Екатерине Гончаровой, чтобы беспрепятственно ухаживать за её сестрой.

Беспринципный интриган

За Жоржем Шарлем Дантесом, выходцем из небогатой дворянской семьи, прочно закрепилась слава интригана и беспринципного человека.

К примеру, в 24 года он был у…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  21 фев 2017

Исполин на болоте. Легенды Исаакиевского собора

Один из самых знаменитых соборов Северной столицы начали строить ещё при Петре I, а завершили при Александре II. Торжественно освятили его 11 июня 1858 года. Его история, которая ведёт своё начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и таинственных мифов…

Сбывшееся пророчество

К строительству собора приложил руку не один архитектор, но самый большой вклад в возведение храма сделал француз Огюст Монферран…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  18 мая 2017

17 кг золота, катакомбы и саркофаг. Какие тайны скрывает Одесская Опера

250 тысяч посетителей в год, 643 сотрудника, современные технологии, идеальная акустика и титул одной из самых выдающихся достопримечательностей Восточной Европы. Осенью 2018 года Одесский Национальный театр оперы и балета отметил свое 131-летие.

Почему Оперу сравнивают с кораблем, как бандит Япончик извинился перед Шаляпиным, где брали лед для охлаждения театра, и чем ему помогли советские зеки — в репортаже «Украинской п…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  11 янв 2019