Место для рекламы

Из статьи К.И.Чуковского «О духовной безграмотности», «Литературная Россия», 2 июля 1965

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTu80EpRw8mtWhoCNJ8AtrTo4sTtkpYNy_09-dk4MKhslrJfL2b

«…Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их „тупосердие“ (по выражению Герцена). Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой. Подлинно культурного человека я всегда узнаю по эластичности и богатству его интонаций. А человек с нищенски-бедной психической жизнью бубнит однообразно и нудно, как та девушка, что читала мне „Невский проспект“ („О той девушке, которая в 1965 году оказалась неспособной испытать радость, читая Гоголя, уловить переходы от одной тональности к другой, от тихого смеха к хохоту, от хохота к пророчествующей патетике, он написал с жалостью…“ — Лидия Чуковская, „Памяти детства: Мой отец — Корней Чуковский“, 1971)
Но всегда ли школа обогащает литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь своих юных питомцев? Я знаю десятки школьников, для которых литература — самый скучный, ненавистный предмет. Главное качество, которое усваивают дети на уроках словесности, — скрытность, лицемерие, неискренность.
Школьников насильно принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают их лукавить и фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто внушает им зевотную скуку.
Я уже не говорю о том, что вульгарно-социологический метод, давно отвергнутый нашей наукой, все еще свирепствует в школе, и это отнимает у педагогов возможность внушить школярам эмоциональное, живое отношение к искусству.
Поэтому нынче, когда я встречаю юнцов, которые уверяют меня, будто Тургенев жил в XVIII веке, а Лев Толстой участвовал в Бородинском сражении, и смешивают старинного поэта Алексея Кольцова с советским журналистом Михаилом Кольцовым, я считаю, что все это закономерно, что иначе и быть не может. Все дело в отсутствии любви, в равнодушии, во внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам, при помощи которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному) творчеству наших великих (и невеликих) писателей.
Без энтузиазма, без жаркой любви все такие попытки обречены на провал.
Теперь много пишут в газетах о катастрофически плохой орфографии в сочинениях нынешних школьников, которые немилосердно коверкают самые простые слова. Но орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится».

https://professionali.ru/Soobschestva/rossiya/iz-statji-k-i-chukovskogo-o-duhovnoj/

Опубликовала    22 мар 2017
5 комментариев

Похожие цитаты

Говорит ребёнок:
«Папа пришёл с работы, устал, смотрит телевизор.
А мама барыня какая, стирать начала!»

Опубликовал(а)  Ageika  23 фев 2011

«…А синички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли…»
«…Долго-долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.»
«…Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка, как лягушка, ускакала от меня…»

Мой вопрос тупой и плоский:
Че курил Корней Чуковский?

Опубликовала  пиктограмма женщиныГОЛУБКА  10 июл 2012

Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей.

Опубликовала  пиктограмма женщиныНата-Натуся  17 апр 2015