
Природа времени. Ключ к освобождению от власти смерти
Время — это не просто тиканье часов, смена дней и ночей, череда месяцев и лет. Это не бездушный механизм, отсчитывающий секунды нашего существования, и не линейная стрела, неумолимо несущаяся из прошлого в будущее. Время, в своём глубинном, эзотерическом понимании — это живая, пульсирующая энергия...
Искажённое восприятие времени, его сведение к внешнему, механическому отсчёту, к линейной последовательности событий — это критическая ошибка, уводящая человека с духовного пути, запирающая его в темнице сансары.
ВРЕМЯ КАК ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО
Абхинавагупта раскрывает перед нами величественную картину:
Время — это дыхание Вселенной, пульсация самого Шивы, проявляющаяся как прана — жизненная сила.
Этот космический вдох и выдох, это вечное движение от проявленного к непроявленному и обратно, и есть истинная природа Времени. Это не внешний фактор, а внутренняя динамика самой Реальности.
В своём пути Калопайя Абхинавагупта раскрывает глубочайшую связь между циклами времени и дыханием человека.
Он показывает, как макрокосмические процессы, такие как движение Солнца, Луны, планет и созвездий, отражаются в микрокосме человеческого тела, в тонких потоках праны, циркулирующих по энергетическим каналам (нади).
Каждый вдох и выдох, каждое биение сердца — это не просто физиологический процесс, но и отражение космического ритма, проявление божественной Шакти, которая и есть Время (кала).
Восходящий поток праны (удана) и нисходящий поток (апана) символизируют собой день и ночь, солнце и луну, созидание и разрушение.
Тот, кто просто следует за внешними часами, живёт в мире фрагментированном, разделённом на прошлое, настоящее и будущее.
Он пленник собственных мыслей, привязанностей, страхов, порождённых этим разделением.
РАЗДЕЛЕНИЕ И ЦЕПЛЯНИЕ
Критическая ошибка, как указывает Абхинавагупта, заключается в отождествлении себя с телом и умом, которые являются продуктами времени и, следовательно, подвержены его влиянию.
Это создает иллюзию отдельного «я», ограниченного рамками рождения и смерти, прошлого и будущего.
Такое отождествление порождает:
1. Страх перед будущим: Беспокойство о том, что ещё не наступило, цепляние за иллюзорную стабильность, боязнь перемен и смерти.
2. Привязанность к прошлому: Сожаления о том, что уже ушло, неспособность отпустить, застревание в воспоминаниях и обидах.
3. Игнорирование настоящего: Неспособность полностью присутствовать в текущем моменте, проживание жизни «на автопилоте», в плену мыслей о прошлом или будущем.
Всё это — следствие непонимания того, что Высшее «Я» (Атман, Шива) находится вне времени, оно вечно и неизменно. Время — это лишь его энергия, его игра, его Шакти.
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ДУАЛЬНОСТИ
Освобождение достигается не через отрицание времени, а через трансценденцию его восприятия. Это не борьба с течением времени, а погружение в его источник — в вечное, безвременное сознание, которое и есть наша истинная сущность.
dzen.ru/a/Z8grQZrVogugp3fx?ysclid=mjlql6bgmb654858031