
В.С.Вильнер - цветная литография "Зимняя ночь"
Из серии «Импровизации по мотивам „Петербургских повестей“ Н. В. Гоголя». 1972 год
В 1972 году появились листы В. С. Вильнера из серии, названной «Импровизации по мотивам „Петербургских повестей“ Н. В. Гоголя».
Сегодня непросто представить, какое оглушительное впечатление производили на зрителя эти композиции, в которых проживали свою фантастическую жизнь знакомые по книгам персонажи.
Наконец-то один из главных образов отечественной литературы XIX века — «шинель» получил своё наиболее убедительное воплощение в изобразительном искусстве.
Вильнер не смутился сложностью задачи и нашёл свой ключ, позволивший войти в глубины гоголевской фантасмагории.
Бесконечность этого мира предполагала разнообразие прочтений, и его увлекла возможность создать собственный, родственный и созвучный, полный причудливых образов, хаотичный, часто неудобный и непонятный для восприятия, сложенный из разных фрагментов мир, который обрёл и дыхание, и цвет, и движение.
Петербургские повести «Нос», «Портрет» и «Шинель» легли в основу цикла, в котором по сей день царит «веселящийся и играющий дух самого художника», — так написал в 1918 году в своей знаменитой статье «Как сделана „Шинель“ Гоголя» Б. М. Эйхенбаум.