Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Михаил Иванович Зощенко - картина "Волостной суд"

А знаете ли вы, что отец Михаил Михайловича Зощенко был художником? Пусть не первой величины, но всё-таки в историю русской живописи вошёл.

Автор картины — Михаил Иванович Зощенко (18571908) — это отец известного советского писателя М. М. Зощенко.

Михаил Зощенко — автор картин бытового жанра, портретист и иллюстратор, известный также как отец прославленного советского писателя Михаила Зощенко.
С 1877 по 1884 будущий живописец обучался в Императорской Академии художеств у акварелиста Василия Верещагина, но, не окончив полного курса, вышел со званием неклассного художника. С 1893 по 1906 год Зощенко работал в мозаичной мастерской Академии художеств. Экспонировался на выставках ТПХВ и МОЛХ.

Картина «Волостной суд» выставлялась на 16-й передвижной выставке 1888–1889 годов, с которой была приобретена Павлом Третьяковым. Ее сюжет касается ссоры между двумя семьями. Главы их, не сумев разобраться самостоятельно, обратились за помощью в суд.

В России волостные суды появились в ходе крестьянской реформы 1861 года и рассматривали исключительно дела, касающиеся крестьян. Журнал «Нива», с которым Зощенко сотрудничал в качестве иллюстратора, так откликнулся на произведение художника: «Как известно, источником всякого зла… крестьянской семьи… являются бабы… Очевидно с таким затруднением столкнулись и четверо сельских судей, заседающих в почетном углу волостного правления…

Крайний слева, не полагаясь на себя, старается почерпнуть мудрости из расспросов свидетеля. За ним следует грозный судья, готовый, не разбирая дела, перепороть всех баб…, третий…, по-видимому, скорбит вообще о суете мирской; а последний… явно тщится вникнуть в дело, исследуя психическую сторону каждого из тяжущихся по выражению их лиц. За столом строчит волостной писарь — эта неизбежная язва наших весей».

Заседание суда проходит в просторной крестьянской избе. Для каждого из глав семейств это ответственный момент жизни. Судьи же не разделяют волнения сторон. Писарь безучастно выполняет свою работу, а остальные представители Фемиды, судя по их позам и выражениям лиц, устали и скучают.

Художник выделяет лучами льющегося из окна света профиль лишь одного из них. Он единственный заинтересованно слушает стороны, всерьез переживая за исход дела. Зощенко внимательно относится к подробностям быта и деталям одежды крестьян, но сильнее всего его привлекают индивидуальные психологические характеристики персонажей картины. Любопытно, что через год после написания полотна волостные крестьянские суды в некоторых губерниях были реформированы.

«Волостной суд», М. И. Зощенко, 1888. Третьяковская галерея, Москва.
Опубликовала    11 авг 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Михаил Нестеров - картина " Жены-мироносицы"

Сегодня, День жён-мироносиц. Это - переходящий праздник, в Русской православной церкви именуется «неделя 3-я по Пасхе».

Впервые к евангельскому сюжету, повествующему о воскресении Христа, Нестеров обратился во время первого путешествия по Италии, совершенного в 1889 году на деньги, полученные от продажи «Пустынника» (1889, Государственная Третьяковская галерея) П.М. Третьякову.

Из Неаполя художник радостно сообщал родителям: «Задуманные картины в голове моей все более и более делаются ясными.
Если не удастся сделать всех этюдов к «Женам Мироносицам», то по приезде в Москву попытаюсь начать этюды к «Преподобном…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 мая 2025

В.В.Верещагин - картина "Святое семейство"

Сегодня я хочу вас познакомить с совершенно необычной работой Василия Верещагина.

Палестинская серия была создана после поездки художника в Сирию и Палестину, где он написал около 50 этюдов: пейзажи, историко-этнографические сцены, памятники и сюжеты из библейской истории. Вернувшись после окончания путешествия в свою мастерскую в Париже, Верещагин посвятил остаток 1884 года и часть 1885-го написанию картин на евангельские темы.

В картине «Святое семейство» вместо традиционного изображения тре…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  18 мар 2025

Илья Репин - картина "Портрет М.О. Микешина",1888 год

9 (21) февраля - 190 лет русскому живописцу и графику, представителю петербургского академизма, скульптору пореформенной эпохи.

Михаил Осипович Микешин (1835−1896), живописец и скульптор, автор знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888),
иллюстратор романа «Евгений Онегин».
Портрет был исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования.

Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.
По выразительнос…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 фев 2025

В.Д.Поленов - картина "«На Тивериадском (Генисаретском) озере»"

Замысел картины «На Тивериадском (Генисаретском) озере» возник у Василия Поленова, вероятно, во время его первого путешествия на Ближний Восток, которое он совершил в 1881—1882 годах.

Воспринимая Иисуса Христа как реально жившего человека, Поленов считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».
Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили евангельские события, художник предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2025