Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Ф.А. Васильев - картина "Перед дождём", 1870-1871

Фёдор Васильев родился в 1850 году в Гатчине в семье сотрудника петербургской почты. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге и одновременно брал частные уроки живописи у реставратора Академии художеств Петра Соколова.
С Ильей Репиным совершил путешествие по Волге. Васильев был знаком с Иваном Крамским, ездил с Иваном Шишкиным на Валаам, где пять месяцев писал местные виды. Васильев и по возвращении много работал с натуры, создавал лиричные пейзажи и полотна с драматическими видами природы.

Фёдор Васильев — один из тончайших пейзажистов второй половины XIX века, таланту которого в полной мере не суждено было раскрыться. Художника не стало в 23 года.

С первых же шагов в искусстве Васильеву было свойственно увлечение красочным эффектами, передающими переходные состояния в природе, необычное освещение. Он любил изображать момент, предшествующий грозе, когда особый характер освещения и порывы ветра сообщают пейзажу тревожную интонацию.

Все это нашло выражение в ряде его полотен, в том числе в картине «Перед дождем». Современники говорили о Васильеве, что он открыл для русской живописи «мокрое, светлое, движущееся небо».
Запечатленные Васильевым виды природы, исполненные элегической прелести и возвышенного романтизма, вбирают в себя одновременно бытовой, земной уклад и вместе с тем слагаются в истинные оды совершенству целого мироздания.

Настоящей драматургией разворачивается на полотнах Васильева «жизнь» неба, предстающая во всех своих ипостасях — он пишет предгрозовые облака, напоенные влагой или едва подернутые предзакатными лучами косматые клочья туч.

На картине надвигающийся дождь готов разразиться ливневыми потоками, но и грозовой молнией, разрезающей темную полосу неба над лесом. Его предвещают порывы ветра, бурливый ручей и торопящиеся к жилью люди.

Эти жанровые детали, непринужденно введенные художником в повествование картины, соединяются с многообразной живописной пластикой и тонкой колористической разработкой. Движение света и цвета создает в картине эмоциональную атмосферу, которая делает ее одним из подлинных шедевров в наследии пейзажиста.

Опубликовала    сегодня, 12:06
3 комментария

Похожие цитаты

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Михаил Нестеров - картина " Жены-мироносицы"

Сегодня, День жён-мироносиц. Это - переходящий праздник, в Русской православной церкви именуется «неделя 3-я по Пасхе».

Впервые к евангельскому сюжету, повествующему о воскресении Христа, Нестеров обратился во время первого путешествия по Италии, совершенного в 1889 году на деньги, полученные от продажи «Пустынника» (1889, Государственная Третьяковская галерея) П.М. Третьякову.

Из Неаполя художник радостно сообщал родителям: «Задуманные картины в голове моей все более и более делаются ясными.
Если не удастся сделать всех этюдов к «Женам Мироносицам», то по приезде в Москву попытаюсь начать этюды к «Преподобном…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 мая 2025

В.В.Верещагин - картина "Святое семейство"

Сегодня я хочу вас познакомить с совершенно необычной работой Василия Верещагина.

Палестинская серия была создана после поездки художника в Сирию и Палестину, где он написал около 50 этюдов: пейзажи, историко-этнографические сцены, памятники и сюжеты из библейской истории. Вернувшись после окончания путешествия в свою мастерскую в Париже, Верещагин посвятил остаток 1884 года и часть 1885-го написанию картин на евангельские темы.

В картине «Святое семейство» вместо традиционного изображения тре…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  18 мар 2025

Илья Репин - картина "Портрет М.О. Микешина",1888 год

9 (21) февраля - 190 лет русскому живописцу и графику, представителю петербургского академизма, скульптору пореформенной эпохи.

Михаил Осипович Микешин (1835−1896), живописец и скульптор, автор знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888),
иллюстратор романа «Евгений Онегин».
Портрет был исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования.

Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.
По выразительнос…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 фев 2025

В.Д.Поленов - картина "«На Тивериадском (Генисаретском) озере»"

Замысел картины «На Тивериадском (Генисаретском) озере» возник у Василия Поленова, вероятно, во время его первого путешествия на Ближний Восток, которое он совершил в 1881—1882 годах.

Воспринимая Иисуса Христа как реально жившего человека, Поленов считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».
Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили евангельские события, художник предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2025