Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

АНДРОФАГИ — НЕ СКИФСКОЕ ПЛЕМЯ

«Народы от имен не начинаются, но имена народам даются. [...] Нередко новым проименованием старинное получается или старинное, перешед домашние пределы, за новое почитается у чужестранных»... М. В. Ломоносов

****
Сначала Геродот:
«18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу — на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги — особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.»

«106. Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране.»

Потом — комментарии к нему:
«Большинство комментаторов, следуя не слишком ясному указанию Геродота, отводило андрофагам земли к северо-востоку от днепровских порогов. Относительно северной границы андрофагов в литературе издавна существуют значительные разногласия: Маннерт и Миннз доводят владения андрофагов до Киева, Потоцкий и Эберт — до Чернигова, Байер, Боннель и Роулинсон — до Смоленской и Витебской областей, приблизительно на той же широте (55 град.) проводил их северную границу Рейхардт, расширяя владения андрофагов к востоку до Московской губернии и истоков Оки, Хансен помещал их к юго-западу от Москвы.

Мищенко в одной из своих многочисленных геродотовских работ („Известия Геродота о внескифских землях России“) распространял земли андрофагов от Черниговской губернии через Орловскую до Московской губернии, включая часть последней, а в указателе к переводу поместил их в Смоленской губернии (так же считал и Гаттерер). Коте же искал андрофагов северо-восточнее изгиба Днепра, владения андрофагов и меланхленов он доводил до Северского Донца. Южную границу андрофагов Коте проводил от излучины Днепра к нижнему Дону (западнее устья Донца). Восточная граница андрофагов (с меланхленами) — это вообще отдельная проблема.

Часть исследователей искала андрофагов к западу от Днепра. Так, Тереножкин в своем „Предскифском периоде“ отводил им область к северу от бассейна Припяти, связанную с носителями культуры штрихованной керамики. Граков считал возможным связать с андрофагами погребения Кичкасского могильника. Артамонов в соответствии с принятой им локализацией скифов-земледельцев по правому берегу Днепра помещал андрофагов в правобережном среднем Поднепровье ниже реки Рось, при этом он считал, что андрофаги и меланхлены не являются отдельными племенами, а входят в состав племени будинов, поскольку их названия носят чисто нарицательный характер. Артамонов не связывал с андрофагами памятники какой-либо определённой культуры.

Артамонову возражал Либеров, указывая, что археологические данные среднеднепровского Правобережья свидетельствуют об оседло-земледельческом образе жизни населения, в то время как, согласно Геродоту, андрофаги — кочевники. Либеров видел андрофагов в обитателях области нижнего течения рек Сулы, Пела и Ворсклы. В степной части Посулья помещал андрофагов Шрамко, которому возражала Ильинская.

А.П. Смирнов, основываясь на указании Геродота о кочевом образе жизни андрофагов, считал наиболее вероятной территорией андрофагов степные пространства вдоль восточного берега Днепра (к северу от Днепропетровска — до параллели Киева). При этом А.П. Смирнов подчёркивал, что в настоящее время наука не располагает сведениями о культуре, которую с определённостью можно было бы связать с андрофагами. Мельниковская считала, что андрофагов следует искать на левобережье Днепра, а Рыбаков предположительно разместил андрофагов северное Припяти.

Некоторые исследователи видели в андрофагах финнов: Эйхвальд, Томашек, Рейхардт, Шахматов, Миннз, Эберт, Груссе. Томашек привёл целый ряд лингвистических, этнографических и археологических аргументов в пользу финского происхождения андрофагов, он считал их потомками мерю, мордву и мурому. Его точку зрения обоснованно критиковал Фасмер.

Мюлленхофф считал андрофагов праславянами, Герен — германцами, Потоцкий и Шафарик видели в них самоедов севера. Греческое слово ANDROFAGOI позволяет, по мнению Шафарика, думать, что так славяне передали грекам название самоеды».

Как видите, куда только не «посылали» андрофагов — никому не хотелось иметь поблизости, а тем более в предках, каннибалов.

Попробуем вернуться к первоисточнику — Геродоту.

«За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы».
«За ними следует пятая река по имени Пантикапа, текущая также с севера и также из озера. Пространство между нею и Борисфеном занимают скифы-земледельцы. Она входит в полесье („Гилею“) и, протекши через нее, сливается с Борисфеном».

Что это за река — Пантикапа?
Академик Рыбаков:
«Из всех вспомогательных доказательств осталось географически не уточненным только понятие „скифов-земледельцев“ („борисфенитов“), все же остальные вполне согласуются с отождествлением Пантикапы с Ворсклой».

Сейчас тяжело судить, как далеко простиралась на север Гилея.
И снова Геродот:
«Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу — на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги — особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет».

Если говорить о трех днях пути от Борисфена до Пантикапы, т. е. от Днепра до Ворсклы, то 100 км (30…35 км в день) между ними — это где-то ниже линии между Черкассами и Полтавой.
От Черкасс до Киева вверх по течению — больше 150 км. Я ранее пробовал рассчитывать скорость передвижения против течения Днепра, еще не перекрытого плотинами

«Расход воды у Киева: в ноябре 72,76 куб. саж., при наибольшей скорости течения на поверхности 0,23 саж. в секунду; расход воды у Екатеринослава: в августе 85,89 куб. саж., при наибольшей скорости течения 0,24 саж. в секунду». Энц. «БиЕ»

Переводим: 1,6 км/час. При скорости весельной лодки с стоячей воде 4 км/час скорость вверх по течению составит 2,4 км/час, за 14 часов дневного хода — не более 35 км. Примерно то же значение и при использовании бечевы — около 32 км (бурлаки на Волге). Под парусом с попутным ветром скорость будет заметно выше, но это мы учитывать не будем, как переменный фактор.

Таким образом, от Черкасс до Киева можно подняться за 4…5 дней.
Тогда 6 оставшихся дней — это уже за Припятью, примерно у северных границ будущего Черниговского княжества. И, наверное, хотя бы один день из одиннадцати надо вычесть на отдых.

Что дальше? «Выше их далеко тянется пустыня…»
Поднимаемся выше, к современной Орше, во времена Идриси — Арсе. Он писал, что от Куйявы до Арсы — 14 дней пути.

Вычитаем из 14 дней 6 от Киева до Чернигова.
Восемь дней пути в сумме — это «далеко»? Не думаю — ведь одиннвдцать указаны конкретно.

К тому же, хоть и во времена Арсы тамошние славяне не жаловали иноземцев, но не на жаркое же пускали? А если еще дней пять на север? Через Озерный край и р. Великую, само название которой говорит о волоке, но теперь по течению реки — к Псковскому и Чудскому озерам. И там, у будущего (?) Словенска — Изборска, уже живет «особое, но отнюдь не скифское племя» — чудь. И, что важно, еще и сету — «загадочная группа людей, живущих неподалёку от Изборска. Ученые с некоторыми оговорками высказывают предположение, что маленькая группа сету, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племён, — «осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов».

Вот теперь — внимание!

«С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают сету…»
Но ведь это о саамах говорил Шафарик:
«Греческое слово ANDROFAGOI позволяет, по мнению Шафарика, думать, что так славяне передали грекам название самоеды».

Где славяне и где скифы? Но скифы-пахари говорили на славянских языках.

И, скорее всего, были славянами, которые саамское словосочетание «самэ-еднэ», т. е. «земля саамов», переделали в «понятных» самоедов, да так и назвали их Геродоту. А тот, не задумываясь («всё варварское переводится!») перевалял сама-эдне — «самоедов» — в андрофагов. И пошла по всему миру гулять байка об ужасных людоедах Гипербореи.

Въедливый читатель напомнит мне о том, что сеты оседлы, а Геродот пишет о кочевниках. Значит — о степняках, как считало большинство историков? Да, сеты оседлы — сегодня. Но ведь даже сегодня их родня саамы, живущие в Лапландии — народ полукочевой, как и родственные им ненцы. Так что прав Геродот, добросовестно обманувшийся, но точно записавший все ему сказанное, правы саамы, называвшие свою землю само-эдне…

А уж как правы скифы-пахари! Благодаря их оговорке мы можем теперь сказать, на каком языке они говорили — на СЛАВЯНСКОМ.
2010 г.

И пошла по всему миру гулять байка об ужасных людоедах Гипербореи.

Опубликовала    вчера, 18:32
3 комментария

Похожие цитаты

Мистический народ Андрофаги

В своих древних записях легендарный историк Геродот упоминает странный и загадочный народ, известный под именем Андрофаги.

Он помещает их намного севернее областей Скифии и Сарматии.

Отмечается, что они жили в области между племенами невров и меланхленов, то есть примерно в верховьях Днепра.

Но к какой именно группе относилось это таинственное племя — никто не знает.

Некоторые отождествляют их с праславянами или балтами. Хотя присутствует и теория угро-финского происхождения данного племе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныOnMyOwn777  14 мая 2025

Качество. Культура производства

Каждому известна истина — Плохо сделать — всегда успеешь — ты попробуй сделать хорошо.
Ну и скажите — что такого делают в Андрофагии, чтобы оно имело спрос за её пределами?
Что с андрофагами не так?

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЧинганчгук Абрам  17 мая 2025

Андрофагия это убожество.

Что интересно — ни один андрофаг не признает себя андрофагом. Может жить в полном говне, но винить в этом и ненавидеть — исключительно других. Может даже пойти на придуманных врагов войной, лишь бы не заниматься реальным делом, обустройством собственной жизни. Лишь бы не чувствовать себя убогим чмом. Он пойдет убивать и назовет это очередной священной войной.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЧинганчгук Абрам  14 мая 2025

Духовность андрофагов.

Настоящие андрофаги, как ни странно, но это их особенность — любят говорить о своей высокой духовности. И в основном это только разговоры, т.к. даже пастыри их церквей не стесняются публично демонстрировать свою меркантильность и античеловеческую мораль и логику. Даже во время своих проповедей.
Андрофагам, в силу своей повальной нищеты, говорить о духовности легко. Но нищета их не сознательная — просто упыри у власти заняты исключительно собой, воровством и показухой. Андрофаги это все прекрасно понимают, но, будучи рабами по натуре, могут лишь сказать — «Вся власть от Бога» и делать вид, что так и надо.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЧинганчгук Абрам  15 мая 2025

Андрофаг и история

Что интересно — андрофаги любят щеголять знаниями собственной истории. Для этого они, как по Оруэллу, занимаются постоянным её переписыванием. В итоге картина, в которую они сами начинают верить и позже вспоминают, как правдивую, выглядит исключительно героически и почти былинно. При внимательном рассмотрении ЛЮБОГО факта их истории выясняется, что он либо перевран, либо приукрашен, либо вообще придуман. Неприятные факты они любят скрывать или полностью отрицать. Из маломальски позитивных раздувают нечто грандиозное. Не дай бог вам им чем-то однажды помочь — ценность вашей помощи приуменьшат до мизера.
Вот такие они убогие и ничтожные сущности.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЧинганчгук Абрам  14 мая 2025