Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Суриков - картина "Старик-огородник",1882

На картине «Старик-огородник» изображен старик сторож. Он стоит возле шалаша, сложенного на огороде и покрытого листьями и рогожей.
Старик босой, без шапки; на нем широкие штаны в заплатах и длинная белая рубаха; правая рука опущена, а левую он приподнял, согнув в локте и сделав из кисти «козырек» для защиты от солнца. Прищурив глаза и улыбаясь, он всматривается куда-то вдаль и вверх.

На картине старик огородник обращен к зрителям; его загорелые босые ноги словно вросли в землю, он весь как бы прокален солнцем и овеян ветрами. На смуглом лице старика — довольная улыбка; все, что его окружает, — грядки с капустой; вдали — поле со снопами; на горизонте — лес; голубое небо, — все это не только его привычная среда, а его родная стихия.

Впервые после «Стрельцов» Суриков пишет подобную фигуру в рост, пишет в такой же холщовой рубахе, на пленэре, но уже при ярком солнечном освещении и не допускает ни малейшей черноты. Земля на грядках глинистая, красновато-каштанового цвета, а не черная; хорошо переданы и различные цветовые оттенки голубоватой и желтоватой зелени на грядках и в пейзаже.
Нет черноты и в одежде: на белой рубахе, подпоясанной голубой тесьмой, тени в складах — сиренево-серая и бордово-коричневая; заплатанные серые штаны включают дымчатые, желтоватые и приглушенные коричневые тона, близкие друг к другу. Но освещенная часть шалаша разработана с тонкими цветовыми оттенками: на его грубой рогоже наряду с золотисто-охристыми тонами кое-где вспыхивают мазочки кармина, вермильона, сизо-синего и желтого цвета.

Создавая такой образ старика огородника, Суриков явно любуется его органической слитностью с природой, его независимым характером, его закаленным здоровьем и спокойной мудростью.

И этот взгляд художника отразился как на психологической трактовке образа, так и на всем мажорном, красочном строе картины, где старая, заплатанная одежда старика, его загорелое лицо и натруженные руки, шалаш из грубой рогожи образуют вовсе не «грязные пятна», как писала враждебная критика, а найденные Суриковым подлинно живописные решения, подсказанные ему глубоким чувством жизненной и художественной правды.

Опубликовала    30 мая 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Н.Г.Богданов - картина "У скамьи первого свидания", 1879 г.

Николай Григорьевич Богданов (1850 -1892) — русский художник-жанрист. Мало кто знает жизнь и творчество Николая Григорьевича Богданова. Его произведения крайне редко встречаются в музеях, о нём немного упоминаний в искусствоведческой литературе. А в своё время Богданов был хорошо знаком зрителям.

Николай Григорьевич Богданов родился в 1850 году в Петербурге в купеческой семье. Родители будущего художника мечтали о торговой карьере для мальчика, и он был отдан в коммерческое училище. Но уже здес…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 апр 2025

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Павел Рыженко - картина "Царёво Молчание", 2005

Современные художники. Павел Викторович Рыженко (1970, Калуга - 2014, Москва)

Павел Рыженко родился в Калуге в 1970 году. Служил в армии. Учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества у Ильи Глазунова. Он рано ушёл из жизни. Но его картины, что называется, «пошли в народ».
Их тиражируют наравне с классическими работами Виктора Васнецова и Павла Корина… А значит, искусство Рыженко необходимо людям.
Прежде всего тем, кто сопоставляет свою жизнь с историческим прошлым страны. Он создал целую галерею сюжетов русской истории. Показал богатырский дух народа. Воинс…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  30 янв 2025