Место для рекламы

Кто бабе ... нос отбил.

Версии и факты

Нос Большого Сфинкса в Гизе был утрачен не в результате эрозии.
1378 год — фанатичный суфийский шейх отдал приказ отбить Сфинксу нос, чтобы выполнить завет Мухаммеда, запрещающий изображать лицо человека. Подобный акт вандализма был совершен афганскими талибами в 2001 году, при помощи тяжелой артиллерии уничтожив в Бамианской долине две уникальные статуи Будды II столетия высотой 55 и 37 метров.

Ученые пытаются найти ответ на вопрос: «Куда делся нос сфинкса?». Одна из версий обвиняет Наполеона, который в 1798 году ввел французскую армию в Египет. По легенде, генералу не понравилось, как на него смотрит статуя, и Бонапарт повелел отбить нос гордому сфинксу. По другой версии, так солдаты Наполеона упражнялись в стрельбе из пушек.
Виктор Солкин, египтолог: «Мне кажется это очень сомнительным. Потому что Наполеон затеял самую первую глобальную научную экспедицию для исследования древностей Египта. Он благоговел перед этими древностями».
Но, возможно, сфинкс остался без носа по приказу арабского шейха, который считал, что изображение человеческого лица противоречит устоям Корана. Некоторые считают, что это проделки природы. И эта версия самая правдоподобная.
Виктор Солкин, египтолог: «Можно предположить, что основная часть могла отвалиться в результате землетрясения. Это сейсмоопасный район, который постоянно трясет. Землетрясения для Египта — это бич».
А может быть, во всем виноват ветер, который несет песок из пустыни. Песчинки ежедневно подтачивают мягкий известняк, так что на сфинксе остаются глубокие горизонтальные борозды. Но оказывается, что нос — это не главная потеря. Археологи обнаружили, что у сфинкса была борода.
Виктор Солкин, египтолог: «Мы становимся свидетелями ситуации, когда из-за отсутствия бороды, которая была сильным укреплением для шеи сфинкса, голова сфинкса медленно, по полградуса в несколько лет, начинает медленно опускаться».
Сейчас статую пытаются сохранить. Для того чтобы песок не подтачивал камень, сфинкса покрывают химическим раствором.
Сфинкс (в переводе с греческого — «душительница») — мифологическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями птицы. Как вы, возможно, заметили, его гигантская 6500-летняя статуя возле египетских пирамид — безносая. На протяжении многих веков в том, что нос Сфинкса был намеренно отбит по каким-то особым соображениям, обвиняли разные армии и отдельных личностей — британцев, немцев, арабов.

Однако в основном вину все же принято перекладывать на Наполеона. Почти ни одно из этих обвинений не имеет под собой почвы. На самом деле единственным, про кого можно с уверенностью сказать, что он действительно нанес Сфинксу ущерб, был суфийский фанатик Мухаммед Саим аль-Дах, которого местные жители забили насмерть за вандализм в 1378 году. Однако маловероятно, чтобы он смог отбить двухметровый кусок камня на высоте нескольких десятков метров. Британская и германская армии, побывавшие в Египте во время обеих мировых войн, не виноваты: есть фотографии Сфинкса без носа, датированные 1886 годом.

Что же касается Наполеона, то сохранились зарисовки с безносым Сфинксом, сделанные европейскими путешественниками в 1737 году — за тридцать два года до рождения будущего французского императора. Когда двадцатидевятилетний генерал впервые положил глаз на древнюю статую, носа у нее не было, скорее всего, уже сотни лет. Поход Наполеона в Египет имел целью нарушить английские связи с Индией. Французская армия дала в этой стране два крупных сражения: битву у Пирамид (которая, кстати говоря, происходила вовсе не у Пирамид) и битву при Ниле (не имевшую к Нилу никакого отношения).
Вместе с 55-тысячной армией Наполеон привел 155 гражданских специалистов — так называемых savants (Ученые; крупные специалисты в какой-либо области (фр.)). Это была первая профессиональная археологическая экспедиция в Египет. Когда Нельсон потопил наполеоновский флот, император вернулся во Францию, бросив и армию, и «ученых», которые продолжали работать без своего руководителя. В результате появился научный труд под названием «Description de I’Egypte"(«Описание Египта» (фр.)) — первая точная картина страны, дошедшая до Европы.

Тем не менее, несмотря на все эти факты, египетские экскурсоводы до сих пор рассказывают многочисленным толпам туристов о том, что нос статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид. Наиболее правдоподобная причина отсутствия у Сфинкса носа — это 6000 лет воздействия ветра и погодных условий на мягкий известняк.
Согласно ещё одной легенде, фигуру Сфинкса нашел Тутмос IV, в то время еще не будучи фараоном. Тутмос был одиннадцатым ребенком в семье, и даже не мечтал стать фараоном. Когда он обнаружил фигуру, та была засыпана песком до самого лица. Будущий фараон задремал в тени стража пустыни, и увидел сон, в котором сфинкс просил очистить его от тяжести песка и взамен обещал сделать Тутмоса фараоном. Тутмос посмеялся над сном, но все же почистил сфинкса. Став фараоном, он приказал запечатлеть эту историю в рисунках на барельефе постамента. Полностью фигуру очистили только в 19 веке. Было обнаружено, что ее длина составляет 57 метров, а ширина 20 метров. Взгляд Большого Сфинкса обращен на восток. Арабы называли его отцом ужаса.

Кстати, почему у большинства рельефов и статуй отбиты носы? Грабители тех времён отбивали носы в гробницах для того, чтобы духи этих статуй и рельефов не смогли дышать, тем самым надеясь избежать преследования духов. Видимо тоже самое было проведено и со Сфинксом…
Возможно, нос Сфинксу отбили для того, чтобы скрыть подлинную принадлежность к расе. Ведь лицо Сфинкса европейское.
Сфинкс когда-то имел бороду, это факт. Да что там, осколок ее и сейчас хранится в Британском музее. Однако, некоторые эксперты считают, что борода не была оригинальной частью памятника, но была добавлена позже. Скорее всего, ее приказал добавить к статуе Тутмос IV во время реконструкции.
И наконец, технически египетский сфинкс вообще не сфинкс. Сфинкс — это крылатый монстр Фив, имеющий женскую голову и тело льва. У египетского же сфинкса нет ни крыльев, ни женской головы — он совершенно однозначно мужского пола. Кто же это? А вот непонятно.
За свою долгую историю памятник сменил массу имен. Примерно в 1400 году до нашей эры статую называли «Монументом великого Хепри». Потом появилось прозвище «Горем-Акхет», а сами египтяне называют его «balhib» или «bilhaw».

Отбитый нос Сфинкса и хронология средневекового Египта

По арабским свидетельствам нос у Сфинкса был отбит в 1378 году. В соответствии с рисунками европейцев это случилось в период 1698—1737 годов. Хронологический сдвиг между свидетельствами составляет 320395 лет. Это подтверждает гипотезу (Тюрин, 2008 г.) о наличии хронологического сдвига дат персидских и арабских свидетельств на 337 лет в прошлое. При его учете нос у Сфинкса был отбит в 1715 году. Эти результаты дополняют реконструкции прошлого Египта, выполненные А.Т. Фоменко и Г. В. Носовским в рамках Новой Хронологии.

1. Введение
По фактическим данным, которые рассмотренны в публикациях [Тюрин, 2007, Алгоритм, Прикаспийский регион; Тюрин, 2007, Реконструкция, Каспий] с позиций Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г. В. Носовского (НХ ФиН) [Сайт Новая Хронология], сделано два вывода: за последние 1300 лет было одно повышение уровня Каспия, которое уверенно датируется рубежом 16 и 17 веков, а фантомные отражения этого события сдвинуты в прошлое на 333, 666, 1000 и 1145 лет. Исходя из этого, все свидетельства географов и историков, в которых прямо или косвенно говорится либо о процессе повышения уровня Каспия, либо о его последствиях, попавшие в период 8 — первая половина и середина 16 веков, следует датировать периодом не ранее 17 века [Тюрин, 2008, Датирование географов]. Этим способом датированы свидетельства Сануто Марино, Казвини, Бакуи, Кудамы и Масуди. По результатам обобщения датировок сформулирована следующая гипотеза. Принятые в Традиционной Истории (ТИ) представления о прошлом Ирана и сопредельных стран основаны и на свидетельствах, которые содержится в трудах географов и историков, написанных на арабском и персидском языках. В соответствии с ТИ их труды датируются 918 веками. Большинство этих трудов составлено в 17 веке. В рамках формирования ТИ одна их часть датирована с хронологическим сдвигом на 666/674 года, другая — на 333/337 года. Часть трудов датирована реальными годами их составления.

На основе хронологической гипотезы объяснен один из виртуальных феноменов ТИ — «застывшая культура Востока». В соответствии с ним в 911 веках произошел духовной подъем ирано-арабского мира. Его пик пришелся на 10 век. Затем почти 7 веков наблюдалась стагнация. Ученые и поэты 1315 и 17 веков только копировали труды своих предшественников, живших в 911 веках, практически не создавая новые научные и духовные ценности. На основе гипотезы сделаны и частные заключения:
— свидетельства географов и историков Ирана, а также сопредельных стран, датированные в ТИ 911 веками, следует передатировать с хронологическим сдвигом на 666/674 года, а свидетельства, датированные 1314 веками — на 333/337 лет;
— классическую географическую школу Халифата 10 века и появление новоперсидского (современного персидского) языка следует датировать 17 веком.
Сделано также заключение о том, что гипотеза нуждается в дальнейшем обосновании, но созданный в ее рамках алгоритм передатировки свидетельств может применяться для создания исторических реконструкций, выполняемых в рамках НХ ФиН. Алгоритм передатировки свидетельств применен нами при интеграции информации по хазарам в НХ ФиН [Тюрин, 2008, Интеграция, Хазары]. При этом получилось, что цифры 337 и 674 года соответствуют общему контексту событий 17 века лучше, чем 333 и 666 лет. Алгоритм применен и при критическом рассмотрении еврейских документов о хазарах и Хазарии [Тюрин, 2010, Еврейские документы].
При нашем знакомстве с монументами плато Гиза — Великими пирамидами и Сфинксом (в натуре и по опубликованной литературе), найдена оригинальная возможность верификации гипотезы о хронологическом сдвиге арабских свидетельств на 337 года. Со Сфинксом связано одно конкретное историческое событие — потеря носа. Его можно хронологически локализовать по прямым письменным свидетельствам арабов и рисункам европейцев. Результаты верификации изложены ниже.
Сфинкс Гизы имеет высоту 19,8 м, ширину 14,0 м и длину 73,2 м. Высота его головы — 5,0 м. Со Сфинксом плато Гиза связано много легенд. Мы их рассматривать не будем. Не будем рассматривать и представления египтологов о времени и способах его строительства. Геологи, изучавшие Сфинкса, считают, что он является искусственным обнажением горных пород [Gauri, Raynaud, 2010], то есть, вырезан из пластов известняка. Подробно этот вопрос рассмотрен в статье [Тюрин, 2011, Геология, пирамиды]. Частный вопрос — датирование Сфинкса по скорости геологических процессов, рассмотрен в статье [Тюрин, 2011, Датирование, геология].

2. Арабские свидетельства о носе Сфинкса
Свидетельство Ибн Джубайра, поэта из Гранады о Великих пирамидах и Сфинксе относится к 1183 году. «Вблизи этих пирамид на расстоянии полета стрелы находится странная фигура из камня, которая возвышается как башня, с человеческими чертами, устрашающего вида; лицо ее повернуто к пирамидам, а спина — к югу, к истокам Нила; это — Абу-л-Ахвал» [Ибн Джубайр]. В примечании к тексту араба отмечено: «Абу-л-Ахвал — букв. «отец ужаса» — сфинкс. B общий комплекс гизехских пирамид органически входит свободно стоящее скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хафра». Странно, но то, что в свидетельстве араба ориентация Сфинкса не соответствует его сегодняшнему положению (лицо его смотрит на восток), никак не прокомментировано.
Описание Сфинкса поэтом Ибн Джубайром лаконично и «не поэтично». Зато ученый Абд ал-Латиф (11621231 годы) создал именно поэтический образ Сфинкса. «У этих пирамид, на расстоянии [чуть] больше, чем полет стрелы, находится изображение головы и шеи, торчащее из земли, [и оно имеет] колоссальный размер. Народ называет его Абу ал-Хаул (Сфинкс). Говорят, что тело его зарыто в землю, и измерения показывают, что [длина] тела в соответствии с [размером] головы, составляет семьдесят локтей и даже больше. На лице его румянец. Краска, [которой оно покрыто], — алого цвета, сияет свежим блеском. Оно приятное и миловидное, почти красивое. Абу ал-Хаул как будто улыбается и ухмыляется. Один достойный человек спросил меня, что самое удивительное из того, что я видел [в Египте]. И я сказал: «Пропорциональность лица Абу ал-Хаула». Действительно, части его лица — нос, глаза, уши — [настолько же] пропорциональны, насколько пропорциональными делает формы природа. Воистину, нос ребенка, например, подходит ему и красив на его [лице]. А если бы этот нос был на [лице] мужчины, он был бы там безобразен. Точно так же, если бы нос мужчины был на [лице] мальчика, он бы сделал его уродливым. И так же все остальные части [лица]. Каждая часть должна [своим] видом и величиной быть соразмерна с определенным образом и соответствовать ему. Если же соответствия нет, образ будет обезображен. Удивительно то, как смог ваятель соблюсти пропорциональность частей [его лица] при их огромных размерах.» [Абд ал-Латиф]. Свою книгу араб закончил в 1204 году.
В словарной статье [Great Sphinx of Giza] справочника пересказано свидетельство египетского историка ал-Макрези (13641441 годы) об обстоятельствах потери Сфинксом своего носа. «The Egyptian Arab historian al-Maqrizi, writing in the 15th century AD, attributes the loss of the nose to iconoclasm by Muhammad Sa’im al-Dahr, a Sufi Muslim from the khanqah of Sa’id al-Su'ada. In AD 1378, upon finding the Egyptian peasants making offerings to the Sphinx in the hope of increasing their harvest, Sa’im al-Dahr was so outraged that he destroyed the nose, and was hanged for vandalism. Al-Maqrizi describes the Sphinx as the «talisman of the Nile» on which the locals believed the flood cycle depended.».
Со свидетельствами арабов все вполне определенно. Абд ал-Латиф видел и описал нос Сфинкса незадолго до окончания написания своей книги (1204 год). Во время написания ал-Макрези (13641441 годы) своего труда (не ранее конца 14 века) носа у Сфинкса уже не было. В соответствии с источниками, которыми пользовался этот историк, нос был отбит в 1378 году.

3. Европейские свидетельства о носе Сфинкса
В упомянутой словарной статье [Great Sphinx of Giza] приведена следующая справка: «sketches of the Sphinx by the Dane Frederic Louis Norden, made in 1737 and published in 1755, illustrate the Sphinx already without a nose.» (рисунок 1). Фредерик Норден (17081742 годы) был датским капитаном. На более раннем рисунке Корнелиса де Брюна (Cornelis de Bruijn) голландского художника и путешественника (16521727 годы), опубликованном в 1698 году, Сфинкс изображен с носом (рисунок 2). Ссылки на рисунки Фредерика Нордена и Корнелиса де Брюна приведены в справочниках Wikipedia, статья — Great Sphinx of Giza. Общая эволюция представлений европейцев о Сфинксе обозначена в публикации [La evolucin]. Приведено 10 его рисунков, сделанных в период 1556—1799 годов. Понятно, что часть их авторов Сфинкса сами не видели. Но они про него имели представления, сформированные по письменным или устным свидетельствам. Сведения об отбитом носе Сфинкса до 1755 года не приводились. Это и отражено на рисунках соответствующего периода «не с натуры». Впервые европейцы узнали об отбитом носе сфинкса в 1755 году, когда была опубликована работа Фредерика Нордена «Voyage d’Egypte et de Nubie». Фредерик Норден нарисовал в 1737 году Сфинкса без носа. Однако в публикации Ричарда Пококи (Richard Pococke) «A description of the East and some other countries» (1743 год) Сфинкс нарисован с носом. Этот путешественник посещал Египет в 1737 и 1738 годах. Хронологическая нестыковка разрешается просто. В публикации Ричарда Пококи приведен рисунок Корнелиса де Брюна, опубликованный в 1698 году.
Приведем заключение геолога K.L. Gauri, который выполнил детальное изучение Сфинкса. «The Akhet Member is nearly nine-meter-thick sequence the lower one-third of which, forming mainly the neck of the Sphinx, is a relatively softer limestone being richer in the clastic fraction. The upper portion is a massive limestone interlayered with four distinct partings, each nearly 10 cm thick, of somewhat softer limestone similar in composition to the limestone of the neck.» [Gauri, 1984]. Здесь для нас важно то, что голова Сфинкса вырублена из массивного известняка, пласты которого разделены четырьмя пропластками мягкого известняка, толщиной 10 см. Сегодня они видны на уровне губ Сфинкса, его носа, нижней и верхней частей лба. Фредерик Норден передал их ювелирно точно (рисунок 1). Только пропласток в нижней части лба Сфинкса на рисунке показан немного ниже — на уровне глаз. Но здесь имеется одна тонкость. Сегодня, нижнему пропластку соответствует относительно глубокая борозда. На рисунке Фредерика Нордена он показан именно как пропласток, а на рисунке Корнелиса де Брюна ему соответствует «темная линия». Можно однозначно утверждать, что здесь мы имеем дело с обычным геологическим процессом — выветриванием. На четырех изображениях Сфинкса, соответствующих его состоянию на 1698, 1755, 1867 и 2010 годы (рисунки 1 и 2), показаны разные стадии разрушения пропластка мягкого известняка. Это же относится к пропластку на уровне носа Сфинкса. Корнелис де Брюн обозначил его двумя еле заметными черточками. Пропласток в нижней части лба на его рисунке не показан. Зато четко показан верхний пропласток сильно эродированный в правой части головы Сфинкса. Он четко виден и на фото 1867 года (рисунок 2). Рисунки Корнелиса де Брюна и Фредерика Нордена очень точно передают границы пластов известняка, из которого вырублена голова Сфинкса и общие ее пропорции. Можно практически однозначно утверждать, что они выполнены с натуры. Это дает высокую достоверность датирования периода, в течение которого у Сфинкса был отбит нос — 16981737 годы. Другие особенности рисунков и фотографий Сфинкса рассмотрены в статье [Тюрин, 2011, Датирование, геология].

4. Хронологический сдвиг события «потеря носа» между арабскими и европейскими свидетельствами
В соответствии с арабскими свидетельствами, нос у Сфинкса был отбит в 1378 году. В соответствии с рисунками европейцев это случилось в период 1698—1737 годов. Хронологический сдвиг между свидетельствами составляет 320395 лет. Это соответствует нашей гипотезе о наличии хронологического сдвига дат арабских свидетельств на 337 лет в прошлое. В соответствии с ней нос у Сфинкса был отбит в 1715 году.

5. Феномен ал-Макрези
При учете хронологического сдвига на 337 лет египетский историк ал-Макрези жил в 1701—1784 годах. Первые публикации (типографским способом) его трудов на арабском и европейских языках сделаны в 1797, 1798 и 1799 годах [Брокгауз и Ефрон]. Эти даты соответствуют датам египетского похода Наполеона (17981801 годы) и создания во Франции Института Египта (1798 год). Скорее всего, ал-Макрези — фантом, а его произведения созданы в период с конца 18 до середины 19 веков европейцами. Вернее, ими создана средневековая история Египта. В нее были интегрированы с хронологическим сдвигом на 337 лет реальные письменные арабские свидетельства. Другая часть истории Египта была просто выдумана. В справочнике [Брокгауз и Ефрон] в словарной статье «Макризий» сообщается следующее. «Сочин. его, полные метких замечаний, представляют собой умелые и очень ученые компиляции; источники заимствований не всегда указаны, но за точность сведений можно ручаться.». Это так. За точность сведений, приведенных в трудах, приписанных ал-Макрези, поручилась вся европейская наука 19 века. Считается, что Ал-Макризи был основателем особой исторической школы, «среди представителей которой ал-Айни, Ибн Хаджар ал-Аскалани, Ибн Тагриберди, ас-Сахави, ас-Суйути и Ибн Ийас.» [Макризи, ВикипедиЯ]. Конечно, такой фантом ТИ, как история средневекового Египта, не может держаться на авторитете одного арабского историка. Европейцы решали задачу его создания комплексно. Отдельные эпизоды «интеграции» материальной части прошлого Египта в ТИ рассмотрены в книге.

6. Штрихи к становлению Ислама в Египте
Несколько трудов ал-Макрези посвящены истории становления ислама в Египте [Брокгауз и Ефрон]. Эпизод, связанный с потерей Сфинксом носа не в полной мере соответствует представлениям об этом вопросе, принятым в ТИ, в том числе, и на основе трудов ал-Макрези. В 1378 году жители фактически пригорода Каира молились своему идолу — Сфинксу, «заведующим» циклами наводнений Нила. Ретивый мусульманский проповедник отбил ему нос и был за это повешен. То есть о торжестве Ислама в Египте во второй половине 14 века не может быть и речи. По свидетельству Абд ал-Латифа в более ранний период (1204 год) лицо Сфинкса было покрыто краской. «Краска, [которой оно покрыто], — алого цвета, сияет свежим блеском.» [Абд ал-Латиф]. То есть в начале 13 века за Сфинксом старательно ухаживали.
По результатам нашего датирования лицо Сфинкса было покрыто свежей краской в 1541 году, а связанный с ним конфликт на религиозной почве случился в 1715 году. Последняя дата характеризует начальную стадию становления Ислама в Египте, стадию сокрушения идолов при активном сопротивлении идолопоклонников.

Тайны Большого Сфинкса: Подлинные и мнимые

Есть мнение, что Большой Сфинкс старше Египетской цивилизации, да и вообще — человечества, и что на боках изваяния отпечатались следы древних наводнений, а под ним обнаружены пустоты, до сих пор не изученные. И что голова Сфинкса взята от негра, а в остальном никто не знает, что изображает эта скульптура и откуда она взялась. Со Сфинксом, кстати, связано и множество других мнений. Но вышеперечисленные приведены, как соответствующие действительности с точки науки. С поправками на понимание слов «старше» и «пустоты».

Во-первых, о «старше». Возраст Большого Сфинкса по оценкам составляет около 2 миллионов лет. Но это — возраст вытянутого известнякового останца — скалы, выточенной потоками воды, стекавшими с Гизейского плато в Нил. Не всегда там пустыня была. Поскольку же практически вся поверхность этой скалы никогда обработке не подвергалась, — бока скульптуры египтяне предпочли оставить в первозданном виде, что и легко заметить на снимках, — без следов потопов Сфинкс не мог бы существовать. Он был создан ими. Лишь потом пришли люди с базальтовыми кувалдами, грубо обработавшие основание утёса, чтобы получить «лапы» и более тонко — выступ на обращённом к Нилу конце. Голова получилось слишком маленькой, тело — слишком вытянутым, — однако, такова уж была первоначальная форма массива.

Ничего странного нет и в наличии под Сфинксом (и даже в самом изваянии) пустот. Известняковое плато Гизы египтяне застали покрытым источенными ветром скалами, изрезанным оврагами и пронизанным сетью пещер, — что для водорастворимых известняков типично. Скалы затем были срезаны, чтобы получить материал для строительства пирамид, иногда интегрированы в пирамиды (четверть объёма гробницы Хеопса занимает естественная возвышенность). Или — в одном случае — художественно обработаны. Пещеры же — остались. Но это не интересные и именно по данной причине не изученные пещеры. Русла подземных ручьёв слишком узки, чтобы спелеологи могли в них проникнуть. Крупных полостей, кроме уже исследованных рукотворных, под Гизой не обнаружено.

…То есть, никакой почвы для выдвижения любимых альтернативной наукой сенсационных версий с пришельцами и атлантами, Сфинкс не предлагает. Но и с почвой для гипотез научных… всё совсем непросто. И даже загадочно. Большой Сфинкс — одна из самых ярких достопримечательностей Египта. Его — трудно игнорировать. Тем не менее, египтяне, оставившие подробные отчёты обо всём, что они «не могли сделать медными инструментами», о данном свершении почему-то не упоминают.

Традиционно, считается что Сфинкс был создан одновременно с ближайшей к нему пирамидой Хефрена. А значит, введён в эксплуатацию после 2521 года (дата смерти фараона) до новой эры. Предполагалось даже, что это скульптурный портрет Хафры. Но, как минимум, последнее уже опровергнуто. Негроидные черты лица Сфинкса отрицать нельзя, Хафра же их, как видно на других изображениях, не имел.

Однако, в египетских источниках нет никаких указаний на связь между Хефреном и Сфинксом. Как и вообще на обстоятельства создания скульптуры. Найдена лишь запись, что при отце Хефрена — Хеопсе (Хуфу) — Сфинкс был расчищен от песка. Что предполагает появление изваяния намного раньше. Если это так, то Сфинкс, чтобы успеть погрузиться в песок к моменту коронации Хеопса, должен быть ровесником самых ранних пирамид.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Но запись, оставленная на камне в середине I тысячелетия до новой эры, — то есть, через 20 веков после самой поздней из предположительных дат появления Сфинкса, — вызывает сомнения. Так что, гипотеза связывающая Сфинкса с Хафрой сохраняет пока актуальность. Проверить же её инструментальными методами нельзя. Сама скала, как отмечалось выше, является очень древней, следы же обработки точной датировке не поддаются. Археологические находки действительно показывают, что строители пирамиды Хафры приложили руку и к скульптуре, но это — ни о чём не говорит. Изваяние могло лишь реставрироваться в данный период.

…Тем не менее, оснований сомневаться в создании Сфинкса египтянами нет. Ибо никто, кроме них не приделал бы льву голову египетского — судя по накладной бороде и урею, — фараона. Стилистика изображения чисто египетская, как и сама концепция сфинкса. В Египте множество сфинксов. Данный просто самый большой. И классифицируется, как «андросфинкс» (лев с головой фараона). Менее престижными вариантами были «криосфинксы» с головами баранов и «иеракосфинксы» с орлиными головами. Сфинкс с крыльями, орлиными когтями, с женскими грудью и головой известен только из греческих мифов. В Египте такого ужаса не видели.

Но видели какой-то другой ужас. Остающийся загадкой для историков. Потому что, Большой Сфинкс — не настоящий андросфинкс. Хотя, вроде бы, он и имеет голову фараона… Но не фараона же. Царя с такими приметами просто не было в Египте. Нубийская династия правила в стране в VIII—VII вв. еках до новой эры, когда Сфинкс уже совершенно точно стоял.

хорошо бы с рисунками, но не грех если их нет. Они рисунки, а не фото. А в остальном интересные версии разобраны очень неплохо.

Опубликовал    04 июл 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Если видишь, что нужна помощь, суй не нос, а руки …

Опубликовала  пиктограмма женщиныРозбицкая Наталья  02 апр 2013

Есть люди, которые «дальше своего носа ничего не видят»;
а наткнувшись на свой длинный невзрачный нос, восклицают:
«Боже, какой прекрасный нос!», считая все чужие носы уродством…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВенедикт Немов  30 сен 2013

Порой так хочется нос повесить, а вешалки все заняты.

© AleksTulbu 7151
Опубликовал  пиктограмма мужчиныAleksTulbu  19 янв 2017