Место для рекламы

Как презирали друг друга гении эпохи Возрождения: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль.

«Большая тройка Возрождения», «Три титана эпохи Возрождения» — это все сказано о великих итальянцах — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэле Санти. Все они были современниками, хотя и не ровесниками, сосуществовали какое-то время в один исторический период и были, так или иначе, знакомы друг с другом и достижениями друг друга.
Уже при жизни все трое были легендами.

Познакомились они тогда, когда набрали достаточно мастерства и опыта, чтобы прославиться и конкурировать друг с другом: Рафаэлю был 21 год, Микеланджело — 29 лет, Леонардо — 52 года.

Справка по годам жизни великих итальянцев:

Рафаэль Санти (1483−1520)

Микеланджело Буонарроти (1475−1564)

Леонардо да Винчи (1452−1519)

Как видно, самым молодым был Рафаэль, на 8 лет его старше был Микеланджело и еще на 23 года старше был Леонардо.

Как складывались их взаимоотношения?

Конечно, ни о какой дружбе речи не идет, во-первых, в силу разницы в возрасте, во-вторых, в силу загруженности работой над своими шедеврами (гении редко бывают окружены друзьями, на них просто нет времени), в-третьих, поскольку были абсолютно разными личностями в силу характера и темперамента (гении с легким характером встречаются нечасто), и в-четвертых, в силу здорового соперничества, которое никто не отменял. Это неплохо, ведь конкуренция — двигатель прогресса. Неслучайно Италия того времени ознаменовалась с их помощью и при их непосредственном участии эпохой Высокого Возрождения.

И еще не надо забывать, что гении еще и простые смертные люди, которым свойственен весь спектр человеческих качеств, включая не самые возвышенные: ревность, гордыня, зависть, ненависть, высокомерие, цинизм, амбициозность и многие другие, …

Итак,

Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти

И вечный бой — покой нам только снится!
Когда Леонардо был общепризнанным гением, Микеланджело был сравнительно молод и только набирал свои обороты. Он отличался строптивым, высокомерным характером, высоким самомнением, был циничен и остр на язык. Наверное, имел на это право — в 24 года он создал знаменитый шедевр «Пьета».

Он намеревался превзойти «универсального гения» Леонардо, к тому же, выходца из бедной семьи неблагородного происхождения. Напомню, что Леонардо был незаконорожденным ребенком в семье нотариуса и крестьянки и не имел фамилии. Словосочетание «да Винчи» означает «родом из городка Винчи». Сам же Микеланджело принадлежал к дворянской семье, чем гордился всю жизнь. Более того, Микеланджело был уверен в божественности своего дара и не видел никого равного себе.

Да Винчи был осведомлен об отношении к себе Буанарроти и со своей стороны также презирал его и старался задавить своим авторитетом. Скульптуру как вид искусства он принижал. А также считал, что скульптор не может быть художником. Да Винчи обесценивал мастерство картин Микеланджело, впрочем, как и скульптур. Например, он проголосовал на общем собрании, чтобы статую Давида Микеланджело поставили в самый дальний угол зала, да к тому же покинул собрание до его завершения, пытаясь таким образом нанести прилюдную пощечину Микеланджело. А причина — на поверхности, он сам когда-то отверг как бракованную и неперспективную эту самую глыбу мрамора, из которой в талантливых руках Буанарроти вышел шедевр.

В общем, все далеко не ангелы!

Один-единственный раз им даже «не посчастливилось» работать вместе. В 1504 году великих итальянцев пригласили для росписи дворца Веккьо, они трудились в разных концах одного зала над батальными сценами. Да Винчи изображал лошадей, а Микеланджело солдат в момент купания. Это был крайне неконструктивный опыт взаимодействия. Перебранка и острые шпильки в адрес друг друга привели к тому, что работа затянулась и в итоге была перепоручена другим мастерам. Но сохранились эскизы, и первоначальные работы удалось воссоздать для потомков.

Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Рафаэль Санти был самым юным из трех титанов. Он любил жизнь, был счастлив своими недюжинными способностями и никому не завидовал. По воспоминаниям современников, Рафаэль был очень отзывчив на чужие просьбы и старался помогать людям. Сложно было бы найти более непохожих по характеру людей. Веселый, доброжелательный, любящий весь мир Рафаэль, всегда окруженный друзьями и поклонниками таланта, и одинокий, угрюмый, мрачный, скандальный Микеланджело.

— Вы всегда в окружении свиты, как генерал…
— А вы всегда один, как палач! -
обменялись гении однажды любезностями.

Микеланджело не любил Рафаэля, старался относиться к нему нарочито снисходительно. Он даже говорил, что всему, что умеет Рафаэль, он научился на его работах. Это отчасти было правдой. Мастерство Рафаэля значительно выросло после тайного изучения фресок Сикстинской капеллы Буанарроти. (Когда работа Микеланджело была приостановлена из-за отсутствия финансирования, Рафаэль, несмотря на запрет, нашел способ попасть внутрь, чтобы изучить фрески).

С другой стороны Рафаэль, набрав опыта, стал настоящим творческим соперником Микеланждело и конкурентом в заказах. Иногда, кстати, даже более успешным. Так руководителем строительства собора Святого Петра Папа Лев X назначил Рафаэля. Это был большой удар по самолюбию Микеланджело. Только после смерти Рафаэля Микеланджело получил назначение на этот пост.

Однако, когда речь шла об истинном искусстве, Микеланджело был благороден и беспристрастен и признавал мастерство Рафаэля. Известен случай, когда Микеланджело пригласили быть экспертом одной из фресок Рафаэля «Пророк Исайя», за которую тот запросил слишком высокую цену. Пригласивший не хотел платить эту сумму и надеялся, что давний конкурент Рафаэля выскажется неодобрительно о работе и собьет цену. Но Микеланджело был беспристрастен: «Уже одно колено пророка Исайи стОит этих денег».

Леонардо да Винчи и Рафаэль

Ученику — удача, учителю — радость.
Тут все чинно и благородно. Никаких интриг, одно уважение и почет. Рафаэль преклонялся перед великим да Винчи, что не могло не льстить последнему. Он посещал мастерскую Леонардо и остался под большим впечатлением от «Джоконды». Полученным опытом Рафаэль воспользовался при написании портрета Маддалены Строцци (в замужестве Дони).

Рафаэль относился к Леонардо как к учителю или отцу. Но, конечно, товарищества и дружбы из-за разницы в возрасте между ними не было.

В знак бесконечного уважения Рафаэль изобразил Леонардо в Виде почитаемого им философа Платона на своей известной фреске «Афинская школа».

Вот такими непростыми были отношения великой тройки эпохи Возрождения. Это и неудивительно. Гении — отдельные планеты с собственными непересекающимися орбитами. Не нам их судить. Будем наслаждаться их великими творениями, которые они завещали человечеству.

Опубликовал    15 апр 2021
2 комментария

Похожие цитаты

Организаторы выставки работ Пикассо заверили зрителей,
что наслаждаться работами художника можно и в трезвом состоянии…)))

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнжелика Кугейко  06 дек 2011

Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  14 мая 2018

Мой мольберт с чистым холстом вселяет тайную надежду — знать свою картину жизни я ещё не изваял!

Философия жизни ...

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПетр Квятковский  12 мар 2021