Место для рекламы

Чего зрители не знали об Анатолии Папанове

31 октября исполняется 98 лет со дня рождения замечательного советского актера, народного артиста СССР Анатолия Папанова. Его нет среди живых уже 33 года, но фильмы с его участием пользуются все такой же невероятной популярностью. Правда, любимцем публики он стал благодаря тем ролям, которых сам стыдился. Его экранные образы были так далеки от него настоящего, что коллег и поклонников это часто шокировало…

Его детство и юность, наверное, были такими же, как у многих его ровесников. Отец Анатолия Папанова работал на заводе, и сам он после переезда из Вязьмы в Москву и окончания школы тоже устроился на завод литейщиком. Правда, больше всего юношу там привлекали занятия в театральной студии при заводе. Однажды произошел инцидент, из-за которого будущий артист едва не оказался за решеткой: в его бригаде случилась кража — кто-то вынес несколько деталей, и всех рабочих бригады арестовали. К счастью для Папанова, следователь был опытным и сразу понял, что наивный парень к этой краже не имеет никакого отношения. Оттуда его отпустили без разбирательств, а вот дома его ожидал суд с пристрастием: отец, не выясняя деталей, так ему всыпал, что он неделю пролежал дома.

Все эти злоключения вскоре показались ему просто детской забавой. В 18 лет его жизнь изменилась раз и навсегда, разделившись на «до» и «после». Этим рубежом стала война. С первых же дней он ушел на фронт, попал на передовую, командовал зенитной батареей. Об этом времени Папанов никогда не любил рассказывать, но помнил всю жизнь. На Юго-Западном фронте он получил тяжелое ранение и осенью 1942 г. был комиссован по инвалидности. Домой Анатолий вернулся без двух пальцев на ноге. О причинах его хромоты никто не догадывался — о своем военном прошлом он не вспоминал. При этом близкие говорили, что война наложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

После возвращения в Москву Папанов тут же отправился в ГИТИС, и хотя вступительная кампания уже давно была завершена, его приняли на актерский факультет сразу на второй курс. Правда, сразу же предупредили: актер не должен хромать! После этого Папанов так истязал себя физическими упражнениями, что через полгода действительно избавился от хромоты, а на выпускном лихо отплясывал.

В 1948 г. он стал актером Театра сатиры, но долгое время заметных ролей не получал. Прежде чем добиться признания в профессии, Папанов пережил много неудач и разочарований. Когда в 30 лет он начал сниматься в кино, его первые роли остались незамеченными. Из-за творческой нереализованности артист начал выпивать. Жена пыталась бороться с этой вредной привычкой, но остановился он только в 1954 г., когда у них родилась дочь, и когда он получил первую серьезную роль в спектакле.

Казалось, в его творческой судьбе должен был произойти крутой поворот после того, как Эльдар Рязанов пригласил его на пробы в свой фильм «Карнавальная ночь», но в итоге на роль директора Дома культуры был утвержден Игорь Ильинский. Спустя 5 лет Папанов все же снялся у Рязанова в другом фильме — «Человек ниоткуда», вот только эту картину назвали «не отвечающей высокому призванию советского искусства» и отправили на полку. Только еще через 5 лет — когда Папанов снялся у Рязанова в легендарном «Берегись автомобиля», сотрудничество наконец оказалось удачным.

В 1960-х гг., только после 40 лет, к актеру пришло долгожданное признание. Но даже после того, как Анатолий Папанов прославился на весь Союз, снявшись в фильмах «Бриллиантовая рука» и «12 стульев», он не почувствовал себя звездой. В быту артист всегда оставался очень непритязательным и неприхотливым. Жена дарила ему новые костюмы, и все они пылились в шкафу, а Папанов ходил в любимой старой одежде. Однажды во время поездки за рубеж он явился на важный прием в джинсовом костюме. Советская делегация этой выходки, конечно, не оценила, а вот иностранцы пришли в восторг: «Наконец-то мы видим нормально и свободно одетого гостя из России!» Только в 60 лет он смог приобрести автомобиль («Волгу»!), но при этом оставлял его за квартал от театра, объясняя: «Да неудобно приезжать на работу на машине за 10 тысяч, когда молодые артистки в заштопанных колготках по театру шастают».

Его герои на экранах были громогласными неунывающими балагурами, гротескно комичными и не выбирающими выражений, а в реальной жизни Папанов был полной их противоположностью. Ни в театре, ни на съемочной площадке он никогда не повышал голоса, избегал актерских посиделок, да и вообще неохотно шел на контакт. Коллеги часто называли его странным и нелюдимым. В 30-градусную жару актер ходил по улицам в длинном плаще с поднятым воротником, надвинутой на лоб кепке и в темных очках — чтобы его не узнавали и не приставали с панибратским предложением выпить за встречу.

Папанов очень переживал из-за того, что все в нем видели только недалекого Лелика из «Бриллиантовой руки» или ассоциировали с Волком из «Ну, погоди!», которого он озвучил. Актер выходил из себя, когда на улицах ему вслед кричали: «Усе, шеф!» и «Волк! Волк пошел!» Он сокрушался: «Словно, кроме „Ну, погоди!“, я ничего больше и не сделал! Этот волк перегрыз всю мою биографию…»

Большинство режиссеров видели его только в комедийном амплуа, в образах карикатурных грубиянов и простаков, а сам Папанов очень не любил таких ролей, хотя именно они и принеси ему всенародную славу и узнаваемость. Наверное, настоящим он оставался только в фильмах о войне — «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал». При этом даже из-за комедийных ролей он очень переживал и каждый раз боялся сорвать премьеру в театре. «Сатирическое искусство посложнее драматического. Ну, представьте, не дотянул я в драматической роли. Не заплакал зритель! И что с того? А если я вышел со смешным монологом или сценой и зритель не рассмеялся — это же настоящий провал», — объяснял Папанов.

Жена артиста Надежда Каратаева, с которой они сыграли свадьбу сразу после окончания войны в мае 1945 г. и провели вместе всю жизнь, рассказывала, что за кадром Анатолий Папанов был очень замкнутым, скромным, мягким, чутким и даже сентиментальным человеком. Только ей он мог признаться в том, что в душе он — лирик. Никто не знал о том, что актер очень любил стихи и даже сам писал поэмы.

Свои творческие вечера он часто завершал четверостишием Николая Доризо:
Не знаю, сколько жить еще осталось,
Но уверяю вас, мои друзья,
Усталость можно сохранить на старость —
Любовь на старость отложить нельзя.

Опубликовал    03 ноя 2020
2 комментария

Похожие цитаты

1) Желания обязательно сбываются, если нет, значит вы еще пока не научились их загадывать.

2) Как только создастся система под названием «уверенность» — с этой секунды следующие поколения будут работать здесь, как это было во времена Саввы Морозова, Демидовых.

3) Если нет совести — ты должен бояться. А если ты не боишься, то должна быть совесть. А если нет ни того ни другого, то, ребята, нечего удивляться тому, что происходит.

4) Можно смонтировать фильм, можно что-то вырезать в передаче, при современной технике все можно. Единственно, чего нельзя, — это обмануть зрителя в театре.

5) Люблю дело, которым занимаюсь, а вот бороться с чужой глупостью, непрофессионализмом устал.

6) Сегодня живут сегодняшним понедельником. Утром взял, вечером продал — и до свидания.

7) Надо жить. Просто жить. Не догонять и не убегать, не завидовать и не суетиться.

Опубликовала  пиктограмма женщиныnErlli  31 окт 2012

Мы нередко без разбору
В жизни мелем полный вздор,
И хорошему актеру
Нужен опытный суфлер.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВячеслав Щедрин  29 окт 2019

#1486200

В театре жизни каждый зритель — потенциальный актёр.

И наоборот... Такой вот круговорот... Людей...

© Zorkaira 226
Опубликовала  пиктограмма женщиныZorkaira  28 сен 2020