Место для рекламы

https://www.youtube.com/watch?v=9FKQUTxDtWg&t=452s

Симфония осаждённого Ленинграда

В первые месяцы Великой Отечественной войны по мере стремительного продвижения войск агрессора вглубь территории СССР, правительством нашей страны были предприняты меры по эвакуации из Ленинграда на «Большую землю» не только высших руководящих органов власти, но и значительной части советского культурного фонда. Среди тех, кто был перевезён в военную столицу страны, которую было решено разместить в Куйбышеве (ныне Самара), был и Дмитрий Шостакович.

Впервые он стал известным благодаря Первой симфонии, написанной тогда еще молодым выпускником Петроградской консерватории в 1925 году и ставшей дипломной работой будущего композитора. За исполнение своего первого крупного произведения на конкурсе пианистов в Варшаве Шостакович получил главный приз и признание знатоков классической музыки за рубежом.

К сожалению, данная работа и известность за границей не сделала его столь же популярным на Родине. Более того, после написания и исполнения в 20−30-х годах Второй и Третьей симфоний, Шостакович был обвинен в пропаганде «буржуазной культуры» и включен в «черный список». В 1934 году премьера созданной Шостаковичем оперы «Леди Макбет Мценского уезда» была враждебно встречена советскими критиками, которые назвали данное произведение «сумбуром вместо музыки». Опера была немедленно удалена из репертуара всех театров. Многие газеты печатали благодарственные письма от якобы жителей нашей страны, за то, что партия избавила их от мучительных прослушиваний симфоний этого композитора.

После столь нелицеприятного положения дел Шостакович находит в себе силы не переставать заниматься любимым делом и в 1936 году завершает работу над своей Четвертой симфонией, которая прозвучала со сцены лишь в 1961 году. Причиной такого положения стала царившая на тот момент в стране атмосфера террора, которая не позволила симфонии дойти до большой сцены. Совсем иная судьба ждала следующую, Пятую симфонию, написанную Шостаковичем в мае 1937-го. Неожиданно для молодого автора ей был открыт «зеленый свет» благодаря лестной рецензии самого Вождя, который назвал ее не иначе как «деловым творческим ответом художника на критику своих более ранних произведений». Статья Сталина в «Правде» была тут же поддержана шквалом лестных отзывов, а Пятая симфония была воспринята как «образец истинного социалистического реализма в музыкальном творчестве».

Несмотря на то, что вслед за описанными событиями Шостакович стал преподавателем Ленинградской государственной консерватории, его отношения с властями по-прежнему оставались достаточно напряженными и двойственными. Так, например, написанная в годы работы в консерватории Шестая симфония, прозвучавшая со сцены в ноябре 1939-го, была демонстративно проигнорирована критиками, поскольку «наверху» не слишком благоприятно отозвались о данном произведении.

Еще в 1939—1940 годах композитор показывает своим коллегам и ученикам созданные им вариации для новой симфонии, которая по замыслу была схожа с «Болеро» Равеля. Но планы композитора, как и жизнь большинства советских людей, были нарушены начавшейся войной. Все силы были отданы нуждам фронта, и Шостакович вместе с другими жителями Ленинграда дежурил во время налетов вражеской авиации, помогал рыть окопы для обороны города и даже подал заявление о своем желании уйти на фронт. Именно в этот период у уникального музыканта-публициста зарождается идея крупного симфонического замысла, который сможет наиболее ярко отразить все происходящие вокруг него события. На протяжении лета 1941 года композитор пишет первую часть Седьмой симфонии и показывает ее своему лучшему другу И. Соллертинскому, уезжающему с возглавляемой им филармонией в Новосибирск.

Вторая часть симфонии была создана Шостаковичем в сентябре уже в блокадном Ленинграде. Тогда же он начинает работу над третьей частью.

Согласно распоряжению властей 1 октября 1941-го вместе с другими крупными творческими работниками семья Шостаковича была перевезена в Москву, откуда через две недели им предстояло путешествие на Урал. Но композитор решил изменить маршрут и остановиться в Куйбышеве, который на тот момент стал местом дислокации Большого театра. 22 октября 1941 года Шостакович со своей женой и детьми прибыли на место временного проживания. Среди работников театра у композитора было много друзей, которые смогли предложить ему и его семье крышу над головой на первое время. Но уже в декабре они смогли переселиться в отдельную двухкомнатную квартиру на улице Фрунзе, оборудованную роялем из местной музыкальной школы. Интересен тот факт, что во время переезда среди прочих театральных вещей затерялся чемодан композитора, в котором находилась первая часть партитуры новой симфонии. Лишь спустя неделю удалось найти застрявший на одной из ближайших станций вагон с вещами эвакуированных людей. К большой радости Дмитрия Дмитриевича там он нашел утерянные ноты и смог продолжить работу.

Но написание финала оказалось не совсем простой задачей. Композитор, охваченный тревогой за своих близких, которые остались в окруженном Ленинграде, и тоской по лучшему другу, никак не мог сосредоточиться на работе. Автору хотелось бы сделать заключительную часть гимном торжества победы над врагом, наделив ее пафосной пышностью. Но на тот момент, когда преимущество все еще находилось на стороне фашистских войск, не было оснований для оптимизма, и композитор писал так, как подсказывало ему сердце творца. Именно по этой причине критики при всей своей благосклонности к создателю столь великого произведения позднее отметят, что первая часть Седьмой симфонии, в которой по замыслу были показаны силы зла, оказалась более значимой и мощной, нежели финал, в котором автор отразил гуманистическое начало, противостоящее этим враждебным силам.

Последние правки в партитуре «Ленинградской симфонии» были внесены 27 декабря 1941 года. И, несмотря на то, что автору очень хотелось, чтобы впервые его детище было исполнено любимым Ленинградским оркестром под руководством Мравинского, находившимся в то время в Новосибирске, власти настояли на скорой премьере. По этой причине в январе началась подготовка к премьере оркестра Большого театра, руководителем которого в то время являлся Самуил Самосуд.

5 марта 1942 года Седьмая симфония Шостаковича была представлена на суд зрителя. Сказать, что успех был ошеломляющим — это значит не сказать ничего. Симфония состояла их четырех частей. Первая, самая сильная, по замыслу автора, представляет миролюбивый труд жителей нашей страны, нарушаемый вторжением врага. Тема неприятеля представлена Шостаковичем одновременно шутовски и цинично, неизгладимое впечатление производит реквием памяти погибших героев. Вторая часть в виде аллегретто, знакомит нас с воспоминаниями композитора о юности и счастье, первой влюбленности, белых ночах Ленинграда. Третья часть — задумчивое адажио, воспевает человечность и гуманизм страны, на которую предательски напал враг, красоту творческого труда, а также могущество и непобедимость истинной Правды. В финале симфонии ясно звучит ода победе, разрастающаяся до колоссальных звучностей торжествующего оркестра. Очевидцы, среди которых был Алексей Каплер, известный киносценарист, вспоминали о том, что на глазах слушателей стояли слезы, а воцарившаяся на несколько мгновений тишина после последних аккордов вмиг сменилась громом оваций. Многие присутствующие в зале просто не верили, что выходивший несколько раз на сцену тридцатипятилетний интеллигентный худощавый мужчина в очках и есть создатель столь грандиозного произведения. Описывая свое впечатление от Седьмой симфонии, один из «официальных писателей» того непростого времени Алексей Толстой отмечал, что это творение является «посвящением торжеству человеческого в человеке», а возникла она «из совести русского народа, восставшего против черных сил». По его словам в данном произведении Шостакович рассказывает доступным для любого человека в мире языком о «людских переживаниях в период небывалых бедствий и испытаний», о «торжестве человека над зверем».

После премьеры в «военной столице» копия партитуры с Седьмой симфонией была переправлена в Москву, где была исполнена в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года. Но самое грандиозное и значимое исполнение седьмой симфонии состоялось в осажденном Ленинграде 9 августа. Для того чтобы собрать оркестр в необходимом количестве приходилось отзывать некоторых музыкантов с фронта, а тех, кто был измучен долгими месяцами блокады, подлечивать и откармливать.

Этот день был выбран совсем не случайно. Согласно планам, составленным немецким командованием, именно 9 августа Ленинград должен был пасть под натиском фашистов, и в городе планировалось провести парад вражеских войск. В назначенный день все наши артиллерийские орудия осуществляли обстрел огневых точек врага, чтобы не дать ему помешать великой премьере. Операция по подавлению огня вражеских батарей была организована в соответствии с приказом командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова и получила название «Шквал». Повидавшие много бед жители Ленинграда заполнили до отказа концертный зал, чтобы услышать симфонию, написанную в их честь. Публика собралась самая разнообразная: бесстрашные моряки, пехотинцы с оружием в руках, измученные войны средств противовоздушной обороны, исхудавшие гражданские жители города. Симфония длилось восемьдесят минут. Новое творение Шостаковича поразило всех: большинство открыто плакали. Музыка показывала те чувства, которые объединяли людей в то время: вера в победу, жертвенность, любовь своей стране. Символом бесстрашия и презрения к врагу стали ярко зажженные люстры концертного зала, где играл Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Исполняемую в зале филармонии музыку транслировали по всему городу установленные динамики. Её отлично слышали осаждавшие Ленинград фашисты. Как позже рассказывали сами немцы — они обезумели, когда услышали музыку, поскольку считали, что город полностью вымер. Враг почувствовал нашу силу способную преодолеть и голод, и страх, и даже смерть. Многие из пленных фашистов, вспоминая этот день, говорили о том, что именно тогда они и поняли — эту войну им не выиграть.

Лучшие западные оркестры заявили о своем желании исполнить героическое произведение, но Шостакович решил доверить свое детище Тосканини.

Премьера Седьмой симфонии за рубежом состоялась в Нью-Йорке, именно оттуда было начато ее победное шествие по миру. Партитура этого произведения, снятая на микропленку, была доставлена самолетом через весь охваченный войной мир, чтобы он мог услышать звуки энергичного маршевого ритма и смелых широких мелодичных ходов в сочетании с напряженностью и богатством используемых ладов, переходящих от до-мажора к минорной терции — ми-бемоль. Тяжеловатые унисоны, сменяющиеся размашистыми раскачивающимися интонациями, сделали симфонию близкой по духу к «богатырским» русским темам. Весь мир преклонялся перед мужеством измученных жителей северной столицы.

Вскоре, признав огромный вклад Седьмой симфонии в историю советского искусства, Правительство СССР в 1942 году наградило Д.Д. Шостаковича Государственной премией. А доказательством мирового признания стало избрание композитора Американским институтом искусств и литературы своим почетным членом.

За прошедшие с тех пор десятилетий Седьмая симфония звучала во многих крупных отечественных и зарубежных концертных залах и кинофильмах, но каждый раз ее исполнение возвращает слушателей к тем незабываемым и страшным годам, давно ставшим страницами мировой истории. 21 августа 2008 года в развалинах города Цхинвала в Южной Осетии оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева исполнил отрывок первой части Седьмой симфонии. Прямая трансляция, организованная по многим российским и зарубежным каналам и радиостанциям, подчеркивала параллель между этим конфликтом и Великой Отечественной войной.

Опубликовала    10 янв 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

А ведь марш Мендельсона был написан им как военный марш. То-то после его исполнения столько многолетних войн начинается.
© Dzavdet

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДжавдет  26 апр 2012

МУЗЫКА

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,
Всем и для всех — не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру — быть бы живу…

Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.

Опубликовала  пиктограмма женщиныLaBeLLa  07 дек 2017

Необычные истории случаются в нашей жизни. В них часто трудно поверить. Александр Васильевич Александров — генерал-майор советской армии, композитор и дирижёр, народный артист СССР, доктор искусствоведения, дважды лауреат Сталинской премии, основатель знаменитого Ансамбля песни и пляски, автор Государственного гимна СССР, а теперь и России – был последним регентом Храма Христа Спасителя.

Александров — последний регент Храма Христа Спасителя и руководитель главного военного оркестра СССР

Практически каждый знает Александра Васильевича Александрова как создателя и дирижёра самого знаменитого военного ансамбля, а также автора великих мелодий — песни «Священная война» и Государственного гимна. Но далеко не всем известна другая, неофициальная сторона этого замечательного человека — история о том, как Александров, человек глубоко верующий, в страшные годы гонений на Церковь служил в…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  03 фев 2018