Место для рекламы

Призраки каменного века

Неизвестные родичи и загадки эволюции.

10 загадок древности, которые ставят ученых в тупик

Конечно длинно. Конечно тяжело читать, не плохо бы было все их разделить на 10 цитат, но оставляю так, потому что чтобы всё это было в одном месте. Не для всех выставляю, а только для тех, кому интересна тема. Да и сам еще не раз посмотрю про каждый объект.

Каменный век — необъятная эпоха, охватывающая более 98% всей известной нам истории человечества. Он начался в невообразимой дали, около 2,6 миллионов лет назад, с появлением первых каменных орудий, и продлился до примерно 3000 года до нашей эры, когда на смену камню пришли металлы. За это время Земля пережила несколько ледниковых периодов, климат кардинально менялся, а на планете одновременно обитало множество различных видов людей. Да, вы не ослышались — около 300 000 лет назад по Земле ходили представители как минимум девяти разных человеческих видов! Среди них были неандертальцы в Европе и Западной Азии, загадочные денисовцы в Азии, миниатюрные «хоббиты» Homo floresiensis в Индонезии, Homo naledi в Южной Африке и многие другие наши дальние и не очень родственники. Из всего этого многообразия до наших дней дожил лишь один вид — Homo sapiens, человек разумный, то есть мы с вами.

Почему вымерли остальные виды? Как складывались их взаимоотношения с нашими прямыми предками? Какими были их культура, технологии, верования? Каменный век окутан плотной завесой тайны, и каждое новое археологическое открытие, проливающее свет на эту древнейшую эпоху, одновременно порождает множество новых вопросов и заставляет нас пересматривать устоявшиеся представления об эволюции человека и развитии цивилизации.

Одним из самых интригующих и загадочных открытий последних лет стали находки в пещере Малудонг (Пещере Красного Оленя) в провинции Юньнань на юго-западе Китая. В 2012 году группа ученых объявила об обнаружении костных останков как минимум трех (а возможно, и большего числа) индивидов, живших всего 14 000 лет назад. Удивительным было то, что эти люди обладали очень странным сочетанием анатомических черт: с одной стороны, некоторые особенности их черепов и челюстей напоминали современных людей, с другой — многие признаки (например, сильно выступающие надбровные дуги, толстые кости черепа, отсутствие подбородочного выступа, большие коренные зубы) были архаичными, характерными для гораздо более древних гоминин. Этих загадочных людей назвали «людьми из Пещеры Красного Оленя».

Их открытие стало настоящей сенсацией и вызвало бурные дебаты в научном сообществе. Дело в том, что до этого считалось, что все «досовременные» виды людей на материковой Евразии — неандертальцы и денисовцы — вымерли около 40 000 лет назад, вскоре после прихода Homo sapiens в эти регионы. Находка в Малудонг показала, что некая архаичная популяция людей могла сосуществовать с нашими прямыми предками в Восточной Азии гораздо дольше, чем предполагалось ранее — почти до конца последнего ледникового периода!

Кто же были эти люди? Относились ли они к неизвестному ранее, новому виду человека? Или это была какая-то очень ранняя и примитивно выглядящая группа Homo sapiens, мигрировавшая в этот регион более 100 000 лет назад и сохранившая архаичные черты из-за длительной изоляции? А может, это были гибриды между Homo sapiens и денисовцами или каким-то другим древним видом? Ответы на эти вопросы до сих пор не найдены. К сожалению, извлечь ДНК из останков пока не удалось из-за плохой сохранности в условиях теплого и влажного климата. Тайна «людей из Пещеры Красного Оленя» сохраняется. Их останки, такие близкие к нам по времени, но такие отличные по строению, служат ярким напоминанием о том, насколько сложным и нелинейным был путь человеческой эволюции, и сколько еще белых пятен остается в нашем знании о собственном прошлом. Как эти люди жили? Почему они вымерли? Как они взаимодействовали с нашими предками, которые в то же время уже создавали сложнейшие произведения пещерного искусства в Европе? Эти вопросы остаются открытыми, будоража воображение и заставляя ученых продолжать поиски новых свидетельств нашего сложного и многообразного прошлого.

Молчаливые стражи времени: Загадки мегалитических сооружений Европы

Каменный век оставил после себя не только кости и орудия труда, но и грандиозные сооружения, поражающие воображение своими масштабами и загадочностью. Речь идет о мегалитах — постройках из огромных камней, воздвигнутых доисторическими людьми по всей Европе и за ее пределами. Круги из гигантских валунов, длинные аллеи стоячих камней, погребальные камеры-дольмены — эти молчаливые стражи времени хранят тайны верований, ритуалов и инженерных способностей наших далеких предков. Зачем люди каменного века тратили неимоверные усилия на перемещение и установку многотонных глыб? Каково было предназначение этих сооружений?

Самым знаменитым мегалитическим памятником в мире, безусловно, является Стоунхендж, расположенный на Солсберийской равнине на юге Англии. Этот величественный каменный круг, строительство которого началось около 3100 года до н.э. (в эпоху неолита) и продолжалось с перерывами более полутора тысяч лет, является настоящим чудом доисторической инженерии. Он состоит из нескольких концентрических колец и подковообразных структур, сложенных из огромных тесаных камней — сарсенов (местный песчаник) весом до 40−50 тонн и высотой до 7 метров, а также из более мелких «голубых камней» (долеритов), доставленных сюда за сотни километров из Уэльса! То, что мы видим сегодня, — лишь руины некогда гораздо более сложного комплекса, включавшего земляные валы, рвы и лунки. На протяжении веков Стоунхендж вызывал удивление и порождал множество теорий о своем предназначении. Кем и зачем он был построен? Самая популярная гипотеза связывает Стоунхендж с астрономическими наблюдениями. Его главная ось ориентирована на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния, а другие элементы могли использоваться для отслеживания движения Луны и предсказания затмений. Он мог служить гигантским доисторическим календарем. Другие теории предполагают, что это был религиозный центр, место паломничества и поклонения богам (возможно, связанным с солнцем или предками). Лондонский археолог Майк Паркер Пирсон выдвинул гипотезу, что Стоунхендж был частью огромного ритуального ландшафта, связанного с культом мертвых, и что сюда стекались люди со всей Британии (до 10% населения острова!) для проведения грандиозных празднеств и погребальных ритуалов. В пользу этой теории говорят находки многочисленных человеческих захоронений (кремаций) на территории комплекса и огромного количества костей животных (до 80 000), которые могли быть остатками пиршеств или жертвоприношений. Высказывались и другие предположения: Стоунхендж мог быть местом исцеления, центром племенного единения или даже символом власти вождей. Скорее всего, он выполнял сразу несколько функций — ритуальную, астрономическую, социальную. Но одно несомненно: это было место исключительной важности для людей той эпохи, иначе невозможно объяснить те колоссальные усилия, которые были вложены в его строительство на протяжении столь долгого времени

Не менее впечатляющим, хотя и менее известным, является мегалитический комплекс Карнакских камней на южном побережье Бретани во Франции. Это одно из крупнейших скоплений мегалитов в мире. На обширной территории здесь разбросаны тысячи огромных камней, установленных людьми в эпоху неолита. Строительство мегалитов в Карнаке началось около 5000 года до н.э. и продолжалось на протяжении последующих 2000 лет! Сам факт существования такого грандиозного комплекса, создававшегося столь долгое время, свидетельствует о наличии здесь крупного, стабильного и хорошо организованного общества с развитой социальной структурой и верованиями. Этот регион, защищенный полуостровом Киберон и богатый пресной водой, был идеальным местом для охоты, рыболовства, сбора моллюсков и ягод. Позже развитие сельского хозяйства (скотоводства и земледелия) освободило часть времени и ресурсов людей, позволив им заняться монументальным строительством. Но опять же — зачем? Комплекс Карнак включает в себя различные типы мегалитических сооружений. Есть дольмены (погребальные камеры из каменных плит), тумули (курганы, насыпаные над дольменами), отдельно стоящие камни — менгиры (некоторые достигают высоты 20 метров!). Назначение этих объектов как погребальных или мемориальных более-менее понятно. Но самую большую загадку представляют собой знаменитые Карнакские аллеи — длинные ряды (выравнивания) из тысяч менгиров, установленных параллельными линиями и простирающихся на несколько километров. Существуют также каменные круги — кромлехи. Каково было предназначение этих гигантских каменных рядов и кругов? Теории здесь схожи с теми, что выдвигаются по поводу Стоунхенджа. Некоторые считают их астрономическими обсерваториями или календарями, которые помогали древним земледельцам определять смену времен года, сроки сева и жатвы, а жрецам — предсказывать важные небесные события, такие как солнечные и лунные затмения. Другие видят в них ритуальные пути для религиозных процессий или символическое изображение армий или предков. Истинное назначение Карнакских камней, как и многих других мегалитов, остается утерянным во тьме веков, предоставляя простор для воображения и научных гипотез.

Еще один удивительный и загадочный мегалитический объект находится не в Европе, а на севере Африки, в Марокко, недалеко от атлантического побережья. Это каменное кольцо Мзора (Mzora), также известное как Мсура или Мезора. Расположенное в стороне от основных туристических маршрутов, в малоисследованном районе, оно представляет собой крупнейший в мире каменный эллипс. Возможно, именно его упоминал Плутарх в своем «Жизнеописании Сертория» в I веке н.э., рассказывая о гробнице великана Антея. Датировка Мзоры спорна, некоторые исследователи относят ее к очень глубокой древности, возможно, 10 000 лет назад, хотя эта дата требует подтверждения. Комплекс состоит из 168 сохранившихся вертикально стоящих камней (менгиров), хотя изначально их, предположительно, было 175. Камни образуют эллипс внушительных размеров (около 58 на 54 метра). Самый высокий из камней, прозванный «Эль-Утед» (Кол), достигает высоты почти 5 метров. Несмотря на свою уникальность, Мзора остается малоизученным памятником. Единственное серьезное научное обследование было проведено в 1970-х годах Океанографическим институтом Вудс-Хоул (Массачусетс, США). Результаты этого исследования оказались поразительными. Было обнаружено, что эллипс Мзоры построен с использованием сложной геометрии, основанной на пифагоровом треугольнике с соотношением сторон 12:35:37. Удивительно, но точно такой же метод построения эллипсов использовался при создании некоторых мегалитических каменных кругов в Великобритании (например, Сэндс-оф-Форви и Давиот)! Более того, исследователи заявили о наличии астрономических выравниваний в Мзоре, совпадающих с выравниваниями в Стоунхендже и Карнаке. Эти данные позволили выдвинуть смелую гипотезу о том, что Мзора была построена той же самой мегалитической цивилизацией (или культурой), что возводила монументы во Франции, Великобритании и Ирландии, что ставит под сомнение традиционные представления о границах распространения мегалитической культуры. Связаны ли строители Мзоры и Стоунхенджа? Существовала ли единая мегалитическая традиция, охватывавшая и Европу, и Северную Африку? Эти вопросы требуют дальнейших исследований, но загадка Мзоры уже сейчас заставляет по-новому взглянуть на возможности и связи доисторических обществ.

От древнего идола до первого храма: Искусство, ритуал и рождение религии

Каменный век был не только временем борьбы за выживание и освоения новых технологий, но и эпохой зарождения искусства, сложных ритуалов и организованной религии. Древние люди пытались осмыслить окружающий мир, установить связь с силами природы и потусторонними силами, выразить свои представления о жизни, смерти и космосе. Об этом свидетельствуют уникальные артефакты и сооружения, найденные археологами в разных уголках планеты.

Одним из самых древних и загадочных произведений монументального искусства является Большой Шигирский идол. Эта уникальная деревянная скульптура была найдена в 1890 году на Среднем Урале в России, на Шигирском торфянике, где велась добыча золота. Торфяная среда обеспечила удивительную сохранность органического материала на протяжении тысячелетий. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст идола составляет около 12 500 лет! Это эпоха мезолита, переходного периода между палеолитом и неолитом, время окончания ледникового периода. Шигирский идол более чем в два раза старше знаменитых египетских пирамид и Стоунхенджа, что делает его древнейшей известной деревянной скульптурой в мире. Идол был вырезан из цельного ствола 157-летней лиственницы. Он был найден в виде фрагментов, и после реконструкции его высота составила около 2,8 метра. Однако, судя по зарисовкам археолога Владимира Толмачева, сделанным в начале XX века, первоначальная высота идола могла превышать 5 метров! Скульптура представляет собой плоский столб, покрытый сложным резным орнаментом. На его вершине вырезано объемное лицо (личина), а на тулове идола — еще шесть плоских личин, расположенных одна под другой. Помимо лиц, вся поверхность идола покрыта геометрическими узорами: зигзагами (шевронами), «елочкой», горизонтальными и диагональными линиями. Что означают эти символы? Какое послание пытался передать древний мастер? Расшифровать этот код пока не удалось. Высказываются различные гипотезы. Возможно, идол изображал духов или божеств того времени, а личины символизировали разных существ или миры. Геометрические узоры могли обозначать границы между мирами (земным и духовным), стороны света, реки, горы или даже представлять собой своего рода пиктографическую карту или календарь. Возможно, идол использовался в шаманских ритуалах или служил маркером священного места. Шигирский идол — это уникальное окно в духовный мир и искусство людей раннего голоцена, свидетельство их сложного символического мышления задолго до появления земледелия и цивилизаций Древнего Востока.

Другим поразительным свидетельством ранней монументальной архитектуры и, возможно, зарождения сложной социальной организации является Башня Иерихона. Раскопанная в древнем поселении Тель-эс-Султан (библейский Иерихон) на Западном берегу реки Иордан, эта каменная башня считается одним из первых известных каменных сооружений в истории человечества. Она была построена около 8000 года до н.э., в эпоху докерамического неолита А, рядом с мощной каменной стеной, окружавшей поселение (Стена Иерихона). Башня имеет коническую форму, ее высота составляет около 8,5 метров, а диаметр у основания — около 9 метров. Внутри башни имеется лестница из 22 ступеней. Строительство такого сооружения требовало значительных коллективных усилий и определенного уровня социальной организации. Люди, возводившие эту башню, были оседлыми охотниками-собирателями, стоявшими на пороге перехода к земледелию. В отличие от своих кочевых предков, они уже не могли просто сняться с места и уйти в случае опасности или неурожая. Их привязанность к земле и ресурсам требовала новых форм защиты и самоорганизации. Но каково было предназначение башни? На протяжении 60 лет с момента ее открытия археологами (башня была найдена в 1952 году, хотя стена была известна с 1907) выдвигались разные теории. Одни считали ее частью оборонительной системы, защищавшей поселение от врагов. Другие видели в ней топографический ориентир или символ богатства и власти общины. Третьи предполагали ритуальное или космологическое значение, связывая башню с примитивными страхами или верованиями местных жителей. Недавно два археолога из Тель-Авивского университета предложили новую интересную гипотезу, основанную на астрономических наблюдениях. Они заметили, что в день летнего солнцестояния (самый длинный день в году) тень от соседнего холма на западе на закате сначала падала точно на башню Иерихона, а затем накрывала все поселение. Это позволило предположить, что башня могла быть связана с культом солнца, служить для наблюдения за его движением и отмечать начало периода убывания дня (более длинных ночей). В этом контексте башня могла символизировать власть и могущество общины, ее способность «контролировать» время и природные циклы. Загадка Башни Иерихона продолжает интриговать ученых, напоминая о том, как рано человечество начало возводить монументальные сооружения, вкладывая в них не только практический, но и глубокий символический смысл.

На Мальтийском архипелаге в Средиземном море сохранились следы еще одной уникальной и загадочной мегалитической культуры. Люди прибыли на эти острова около 7000 лет назад, вероятно, с Сицилии. А примерно с 3600 по 2500 год до н.э. они возводили здесь грандиозные мегалитические храмы, которые по своей сложности и возрасту превосходят Стоунхендж и египетские пирамиды! Сегодня на Мальте и Гозо насчитывается около 30 таких храмовых комплексов (например, Джгантия, Хаджар-Ким, Мнайдра, Та' Хаджрат). Они отличаются уникальной архитектурой — многоапсидными планами, использованием огромных каменных блоков, искусной резьбой. Но, пожалуй, самым таинственным памятником этой культуры является Хал-Сафлиени Гипогей — подземное святилище и некрополь, полностью высеченное в скальной породе. Гипогей — это сложная многоуровневая система подземных залов, камер, ниш и коридоров, уходящая на глубину до 10 метров. Он состоит из трех основных уровней, создававшихся в разное время. Качество обработки камня варьируется от грубо отесанных участков до гладко отполированных поверхностей, имитирующих наземную мегалитическую архитектуру. В Гипогее были найдены останки тысяч людей, а также статуэтки, керамика и другие артефакты. Но самой поразительной особенностью Гипогея являются его уникальные акустические свойства. Звуки, произнесенные в определенных точках, особенно в так называемой «Комнате Оракула» с овальной нишей в стене, вызывают мощный резонанс и эхо, которое раскатывается по всему подземному комплексу на удивление долгое время. Исследования показали, что резонансная частота основного зала составляет около 110 Гц, что соответствует диапазону низкого мужского голоса. Это, а также наличие на стенах и потолке загадочных рисунков в виде красных охристых дисков (которые увеличиваются в размере по мере приближения к «Комнате Оракула»), навело ученых на мысль, что пение или речитатив могли быть важной частью ритуалов, проводившихся в Гипогее. Возможно, жрецы или оракулы использовали акустические эффекты для воздействия на сознание присутствующих, для общения с духами или божествами. Тайна Гипогея Хал-Сафлиени, как и всей мегалитической культуры Мальты, остается во многом неразгаданной, но она свидетельствует о высоком уровне инженерного искусства и сложной духовной жизни людей каменного века в этом уголке Средиземноморья.

Наконец, невозможно говорить о загадках каменного века, не упомянув Гёбекли-Тепе — археологический комплекс на юго-востоке Турции, который буквально перевернул наши представления о заре человеческой цивилизации. Открытый немецким археологом Клаусом Шмидтом в 1994 году, этот объект датируется 10-м тысячелетием до н.э. (эпоха докерамического неолита А), что делает его древнейшим из известных храмовых комплексов в мире — он на 6000 лет старше Стоунхенджа! Самое поразительное заключается в том, что Гёбекли-Тепе был построен охотниками-собирателями, еще до появления земледелия, скотоводства и постоянных поселений в этом регионе. Это открытие нанесло сокрушительный удар по господствовавшей ранее теории о том, что монументальная архитектура и организованная религия возникли только после неолитической революции, как следствие перехода к оседлому образу жизни и появлению излишков продовольствия. Гёбекли-Тепе доказывает обратное: возможно, именно потребность в совместном строительстве и поддержании таких сложных ритуальных центров и послужила толчком к развитию земледелия и оседлости. Сам комплекс представляет собой несколько круглых или овальных сооружений, окруженных стенами. В центре каждого сооружения установлены массивные Т-образные колонны из известняка высотой до 5−6 метров и весом в десятки тонн. Эти колонны покрыты искусной резьбой с изображениями животных (змей, лис, кабанов, птиц, скорпионов), абстрактными символами и антропоморфными фигурами (на некоторых колоннах есть рельефы рук). Изначально археологи считали Гёбекли-Тепе исключительно ритуальным центром, возможно, местом проведения погребальных обрядов или центром некоего культа смерти, где не было постоянного поселения. Однако недавние раскопки выявили свидетельства наличия жилых построек, большой цистерны и каналов для сбора дождевой воды, а также сотен каменных орудий для перетирания зерна. Это заставляет предположить, что Гёбекли-Тепе был не просто храмом, а сложным комплексом, где люди могли жить и заниматься хозяйственной деятельностью, связанной с ритуалами. Компьютерный анализ планировки комплекса показал, что расположение колонн и круглых структур не было случайным, а подчинялось определенным геометрическим принципам и отражало символическую и пространственную иерархию, связанную, вероятно, с космологическими представлениями и социальной структурой строителей. Использование таких сложных методов проектирования за тысячи лет до Стоунхенджа и египетских пирамид просто поражает. Точное назначение Гёбекли-Тепе, смысл его символов и рельефов остаются загадкой. Но каждое новое открытие на этом уникальном объекте заставляет нас переписывать самые ранние страницы истории человечества и признать, что наши предки из каменного века были гораздо более развитыми и организованными, чем мы думали раньше.

Глядя в небо и в глубь веков: Астрономия и датировки каменного века

Стремление понять свое место во Вселенной, разгадать ритмы небесных светил и использовать их для ориентации во времени и пространстве было свойственно человеку с глубокой древности. Многие мегалитические сооружения каменного века, как мы видели, несли в себе не только ритуальную, но и астрономическую функцию. Но иногда археологи находят еще более древние и явные свидетельства астрономических знаний наших предков, а споры о датировке некоторых знаменитых памятников заставляют по-новому взглянуть на хронологию развития цивилизаций.

Уникальным памятником доисторической астрономии является Набта-Плайя — археологический объект, расположенный в Нубийской пустыне, примерно в 100 километрах к западу от Абу-Симбела на юге Египта. Когда-то, в период между 9000 и 3400 годами до н.э., когда климат в Сахаре был более влажным, здесь существовало крупное поселение. Люди Набта-Плайя были одними из первых скотоводов в Африке и создали сложную культуру с развитыми ритуалами и монументальной архитектурой. На плато обнаружены сотни доисторических курганов-тумули, стел (вертикально стоящих камней) и мегалитических сооружений. Среди них — подземные гробницы, облицованные камнем, ряды стел, протянувшиеся на 2,5 километра, и, что самое интересное, каменные круги. Мегалитические памятники Набта-Плайя являются одними из древнейших в мире, предшествуя Стоунхенджу на несколько тысячелетий. Особое значение имеет один из каменных кругов, который ученые считают древнейшим известным астрономическим мегалитическим комплексом на планете. Его возраст оценивается как минимум в 7000 лет. Этот круг, состоящий из небольших стоячих камней, служил доисторическим календарем и обсерваторией. Исследования показали, что определенные камни и «ворота» в круге точно указывали на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Это событие было критически важным для жителей Набта-Плайя, так как оно знаменовало начало сезона дождей, от которого зависела жизнь в пустыне. Кроме того, другие камни в круге и рядом с ним были ориентированы на положение определенных ярких звезд и созвездий (например, Сириуса, Арктура, пояса Ориона) в тот период. Эти знания помогали людям ориентироваться в бескрайней пустыне во время ночных переходов. Культура Набта-Плайя достигла своего расцвета около 6000−5000 лет до н.э., но затем, из-за изменения климата и усиливающейся засухи в Сахаре, люди были вынуждены покинуть это место. Куда они ушли? Судьба народа Набта-Плайя остается загадкой. Некоторые ученые полагают, что они мигрировали на юг, в Нубию (современный Судан), и на север, в долину Нила в Египте. Примечательно, что их исход совпадает по времени с периодом, предшествующим возникновению первых династий фараонов и формированию древнеегипетской цивилизации. Это породило интригующую гипотезу: не могли ли знания и традиции людей Набта-Плайя (астрономия, культ крупного рогатого скота, монументальное строительство) лечь в основу будущей цивилизации Древнего Египта? Возможно, именно здесь, в сердце пустыни, зародились идеи, которые позже расцвели в долине Нила.

Другая загадка, связанная с датировкой и астрономией, окружает один из самых знаменитых и символичных памятников Древнего Египта — Большого Сфинкса Гизы. Эта колоссальная статуя с телом льва и головой человека в царском уборе (немесе), высеченная из цельной скалы, является национальным символом Египта и одним из самых узнаваемых образов в мире. Однако, несмотря на его мировую известность, «загадка Сфинкса» продолжает будоражить умы египтологов, археологов, геологов и просто любопытствующих. И главный вопрос этой загадки: сколько на самом деле лет Сфинксу? Общепринятая, «ортодоксальная» точка зрения относит создание Сфинкса ко времени правления фараона Хефрена (Хафры) из IV династии, строителя второй по величине пирамиды в Гизе. Это примерно 2558−2532 годы до н.э., то есть возраст Сфинкса оценивается примерно в 4500 лет. В пользу этой датировки приводятся стилистическое сходство головы Сфинкса с известными статуями Хефрена, а также расположение Сфинкса внутри погребального комплекса, традиционно приписываемого этому фараону (хотя сам храм Сфинкса отличается по стилю от храмов Хефрена). Однако далеко не все согласны с этой датировкой. Еще в середине XIX века некоторые египтологи отмечали отсутствие каких-либо современных Сфинксу надписей, которые бы напрямую связывали его создание с Хефреном. Это довольно странно для столь грандиозного монумента. Со временем появились альтернативные гипотезы, приписывающие создание Сфинкса отцу Хефрена, Хуфу (Хеопсу), строителю Великой пирамиды, или другому сыну Хуфу — Джедефре. Но настоящую бурю в научном мире вызвала теория водной эрозии, выдвинутая в конце XX века геологом Робертом Шохом и поддержанная писателями Грэмом Хэнкоком и Джоном Энтони Уэстом. Они обратили внимание на характер эрозии известнякового тела Сфинкса и стенок котлована, в котором он находится. По их мнению, глубокие вертикальные борозды и округлые формы выветривания не могли быть вызваны только ветром и песком (что характерно для пустынного климата последних тысячелетий). Они больше похожи на следы эрозии, вызванной сильными и продолжительными дождями. Последний период, когда в Египте выпадало достаточное количество осадков для такой эрозии, по геологическим данным, закончился задолго до эпохи Хефрена — примерно в 7-м или даже 10-м тысячелетии до н.э.! Это позволило сторонникам теории предположить, что Сфинкс гораздо древнее, чем принято считать, и его возраст может составлять 9000 или даже 12 000 лет. Эта гипотеза радикально меняет всю хронологию древнеегипетской цивилизации, отодвигая ее истоки вглубь каменного века. Конечно, у этой теории есть множество противников среди египтологов, которые приводят свои аргументы (другие механизмы эрозии, особенности местного известняка, археологический контекст). Однако спор о возрасте Сфинкса продолжается, напоминая нам о том, что даже самые известные памятники могут хранить глубокие тайны, а наши знания о прошлом постоянно нуждаются в уточнении и переосмыслении. Возможно, Сфинкс действительно видел зарю цивилизации задолго до первых фараонов, молчаливо храня своей каменной улыбкой тайны додинастического Египта.
Опубликовал    сегодня, 13:00
1 комментарий

Похожие цитаты

уже 50 лет загадке профессора

загадка по ссылке #1440809 комментарии на загадку #2081634, #2088725, #2070762

Заведующий кафедрой экономической географии СССР, профессор Заставный Федор Дмитриевич (1929−2012) в 1974 году сочинил загадку на гениальность для своих соискателей и аспирантов (приведена по ссылке выше).

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМихаил Палецкий  24 ноя 2024

Порой нам к счастью нужно сделать только шаг,
а мы идем к нему, увы, теряя годы.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСветлана Власова  13 мар 2013

С годами мы становимся мудрее.
И смотрим с высоты минувших лет
На прошлое. И на душе теплеет,
Как будто от него исходит свет.
И кажется, что чувства не остыли…
И души рвутся от случайных фраз…
Как не хватает тех, кого любили,
Но ещё больше — всех, любивших нас…

© Copyright: Наталья Евстигнеева, 2007

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  15 мар 2013

Наши мысли материальны. Если пойти к врачу — обязательно найдёт какую — то болезнь.
Предпочитаю до ста лет не ходить к врачам и думать, что я здорова.

Опубликовала  пиктограмма женщиныNatali Leonova  11 янв 2023

Минуты ползут, часы идут, а годы летят.

Опубликовала  пиктограмма женщиныluchiya  21 ноя 2012