
Илья Глазунов - картина «Вечная Россия» («Сто веков»), 1988 год
Как к большинству гениев, к нему негативно-настороженно относилась власть и ненавидели коллеги по цеху. Вкусившего народную любовь, его это никогда не заботило. Точку отсчета истины и красоты он находил в чувстве, связывавшем его с Богом и отечеством.
В своих работах Илья Глазунов отстаивал и воссоздавал в волнующих образах национальный дух исторического Русского государства, величественную красоту и силу народных характеров.
Сегодня его искусство несет связь поколений, в которой остро нуждается нынешняя Россия.
***
Наметив условным началом священную гору ариев Хараити, чью вершину зритель видит в верхней левой части полотна, действие картины подводит его к ХХ веку.
Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия.
От Св. апостола Андрея Первозванного и Св. Антония Печерского, княгини Ольги и князей Игоря, Святослава, Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, перед зрителем последовательно открываются исторические знаковые фигуры, составляющие лицо и духовную личность Русского народа — от Сергия Радонежского и Серафима Саровского до Сусанина, Столыпина, Победоносцева, Рахманинова, Маяковского и Дягилева, до Павлика Морозова, Сталина и патриархов Фотия и Тихона.
Великий народный поток, начинающийся от храмов Св. Софии в Константинополе, Киеве, Новгороде, от стен московского Кремля, композиционно решен образом грандиозного Крестного хода — христианского праздничного шествия.
По сторонам Крестного хода, предшествуемого русскими святыми и царями от Ивана III до Александра III и Николая II, известными полководцами и подвижниками земли русской, происходит преодоление зла, обращающего человека в тлен ненавистью, завистью и жадностью, неисчислимыми страданиями и войнами.
Мы видим и золотоордынского хана, торгующего обнажённую плененную русскую княжну, и поединок Пересвета с Челубеем, и обелиск в честь Куликовской победы.
Справа от Крёстного хода — кровавое небо, крейсер «Аврора», мглистые толпы Петрограда, похороны Ленина и пылающий Рейхстаг. С этой же стороны Сталин и маршал Жуков на параде Победы.
Минуя эти события, оставляя их сзади, Крестный ход уходит в безграничное будущее со священными символами ценностей и идеалов, чью защиту он почитает высшей миссией каждого человека на земле. Миссией, которая на любом этапе развития человека и его свободы, обеспечивает взаимосвязь с высшими ценностями бессмертия и спасения.
«Вечная Россия» становится высоким и чистым камертоном творчества художника.
Из тех, кто сталкивался с картиной «лицом к лицу», многие отмечали колдовские свойства: картина оказывала сильнейшее воздействие на человека, вызывая в нем почти забытое ощущение общности — не только со своим народом и отечеством, с его историей, но с живущем в нем его собственным родом, передающим очищенный смысл из глубины веков в безграничное будущее.