Я знала одну женщину, которая жила в режиме «минус один»: всегда жертвовала своим комфортом ради других, отказывалась от отдыха, удовольствия и собственных желаний и никогда не жаловалась. Её страницы в соцсетях были полны мудрых цитат о принятии, а ее «моральный нарциссизм» питался стыдом за её настоящие влечения: желание кричать от усталости, лениться, вести себя эгоистично и получать удовольствия.
Вы слышали про моральный нарциссизм? Расскажу.
Моральный нарциссизм — это сложная психоаналитическая концепция, введённая французским психоаналитиком Андре Грином, который писал, что: «Как только нужно отказаться от какого-либо удовлетворения, моральный нарцисс выступает добровольцем». Это та форма нарциссизма, которая основана на отказе, аскетизме, самолишении и позволяет человеку достичь иллюзорного чувства превосходства, безупречности и нарциссической полноты. Это про заключение себя в собственном моральном мавзолее, где стены возведены из отвергнутых удовольствий, а ты сам он застываешь в позе добровольного мученика.
Представьте себе «обычного нарцисса». Это человек, который строит великолепный замок из золота и драгоценных камней. Он кричит с башни: «Смотрите, какой я прекрасный! Восхищайтесь мной! Мой замок — самый лучший!». Его самооценка питается восхищением, признанием, внешним блеском. А «моральный нарцисс» тоже строит замок, но его замок — из чистого, прозрачного, холодного льда. Он не стоит на вершине горы и не кричит о своем великолепии. Он тихо говорит: «Смотрите, в моем замке нет ни пылинки. Он абсолютно чист. Я не нуждаюсь в вашем золоте, в вашей еде, в вашем тепле. Я выше этого. Моя ценность — в моей чистоте, в моей аскезе, в моей неуязвимости к мирским желаниям».
Моральный нарциссизм — это нарциссизм пустоты. Его топливо — не восхищение, а моральное превосходство, достигнутое через отказ, страдание и негативность. И это не злой умысел. Это глубочайшая трагедия и защитный механизм
Источником морального нарциссизма является эмоционально отстраненная «холодная» мать, которая, возможно, впала в депрессию, пережила собственную потерю или травму, заболела, но… для маленького ребенка, чья вселенная — это лицо матери, это катастрофа. Источник жизни, тепла и смысла вдруг превращается в холодную, безразличную пустоту. В черную дыру, которая поглощает его любовь, его улыбки, его попытки быть живым. И сперва ребенок будет пытаться «оживить» мать: становится более капризным, чтобы привлечь внимание, или, наоборот, идеально послушным. Но если это не срабатывает, то, чтобы выжить в этом холоде, ребенок совершает немыслимое — он идентифицируется с пустотой. Он превращает свою травму — нехватку материнской любви — в добродетель, и становится Хранителем Пустоты. И вот здесь рождается моральный нарциссизм. Страдание становится его медалью, его знаком отличия. Человек вырастает, и его самооценка строится не на достижениях, а на отказах и негативном идеале.
Обычный человек гордится: «Я построил дом! Я написал книгу! Я люблю и любим!» Моральный нарцисс гордится: «Мне не нужен дом. Я презираю славу. Я выше любви и привязанностей». Обычный человек радуется, что одолел очередную «вершину». А моральный нарцисс стоит у «подножия» и гордо говорит: «А я даже не пытался. Я выше этих глупых амбиций. Моя сила в том, что я не нуждаюсь в этой вершине». Вот это и есть логика морального нарциссизма. Логика пустоты. Логика негатива…
Клинический психолог