Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

П.Н.Орлов - картина "Напутствие великого князя Михаила Тверского"

Орлов Пимен Никитич — русский художник. Учился в Императорской Академии художеств, в портретном классе К. П. Брюллова.
Выбор жанрового направления был не случаен. Карл Брюллов в середине XIX века считался ведущим российским портретистом, картины его высоко ценились, число желающих заказать у него портретное изображение было велико. Многие живописцы подражали художественной манере Брюллова. Орлов же, не имея серьёзной материальной поддержки со стороны, в студенческие годы вынужден был зарабатывать на жизнь собственным творчеством и портреты в стиле Брюллова позволили Пимену Никитичу иметь достаточно средств к существованию. Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту мастерства художника — в 1836 году Орлову была присуждена серебряная медаль 2-й степени.

Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.

***
В 1837 году Пимен Никитич заканчивает академию, получив при выпуске серебряную медаль первой степени и звание свободного художника. А спустя четыре года ему представилась возможность поехать за границу для изучения мирового искусства.
Поселившись в Риме, трудолюбивый мастер очень быстро приобретает популярность художника жанровых картин, а также талантливого портретиста.
В Италии была написана и эта картина.
***
Сюжет

Картина служит иллюстрацией сюжета о мученической смерти князя Михаила Тверского в 1318 году. Первая четверть XIV века была одним из самых трагичных периодов в истории России.

Князь был приговорён ордынцами к смерти.
В ожидании казни, он проводил время в молитве и чтении псалмов.
Верные ему слуги предлагали ему спастись бегством, но он, понимая, чем это может грозить его соплеменникам, отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!».
Согласно преданию, непосредственно перед приходом злодеев он раскрыл Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Когда же он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сообщил, что толпа людей приближается к шатру. Злодеи повергли князя Михаила на землю, мучили, били пятами. Один же из них вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце.
Впоследствии Михаил Тверской был причислен к лику православных святых.

Описание

На картине показан тот момент, когда князь, зная, что его ждет неминуемая смерть, стал к ней готовится как это полагалось правоверному христианину.

На полотне мы видим, как князь, преклонив колена, обняв бросившегося к нему в объятия сына, обратил свой взор к священнику.
На шее Михаила уже замкнута деревянная колода. Сзади него уже приготовил меч палач, чтобы исполнить смертный приговор. Он приподнимает полог огромного шатра, лицо его искажено ненавистью к русскому князю, рядом с которым священник и диакон, напутствующие его перед кончиной.

Священник перстом указывает на раскрытую Псалтирь, правая рука приподнята. В этот момент полог шатра разверзся и явился с неба Ангел Господень с крестом. Это видение открылось лишь верующим, татары его не замечают.

Картина выполнена в академическом стиле, для которого была свойственна нарочитая театральность, назидательность, деление персонажей на две категории — положительных, показывающих зрителю достойный пример подражания и отрицательных.

Положительные персонажи здесь князь с семьей и священство. Отрицательные — татары. Занавес шатра выполняет роль кулис. Расстановка фигур на картине театральна, художник мастерски передает трагизм, особенно удачно ему удался образ князя-страстотерпца.

Художнику удалось передать глубокий психологизм изображаемых персонажей, заставляя зрителя почувствовать жестокую реальность этого трагического события.

Опубликовала    23 мая 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

И.К.Айвазовский - картина "Хождение по водам"

Художник написал картину в 1888 году, находясь в Италии, в городе Неаполь. Маринист очень любил этот город. Немало произведений искусства создано в этом месте: прекрасные морские пейзажи и работы, выполненные на сюжеты из Священного Писания.

В основе картины лежит известный евангельский сюжет.

Иисус, сотворив чудо преумножения хлебов и дав насытиться следовавшему за ним народу, наказал Своим ученикам сесть в лодку и отправиться на другой берег Галилейского моря, Сам же, отпустив народ, взошел…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  18 апр 2025

В.Д.Поленов - картина "Возвестила радость плачущим"

Серию «Из жизни Христа» Поленов считал «главным трудом своей жизни». Начиная работу, он писал: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием Этого Человека и красотою повествования о Нем…» Непосредственная работа над серией началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую
поездку на Ближний Восток для сбора материалов.
***
Перед нами интерпретация известного сюжета на тему Воскресения Христова. Евангельские сюжеты составили знач…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 апр 2025

Юон Константин Федорович - картина "Весенний солнечный день"

Картина Весенний солнечный день написана Константином Юоном в 1910 году. Именно в это время в русском искусстве произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета.
Все это повлияло на формирование манеры Юона. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры.
***
На картине изображено начало весны в Сергиевом Посаде. Уже прилетели грачи. Они…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  05 мар 2025

Н.А.Ярошенко - картина "Сестра милосердия", 1886

Ярошенко написал эту картину в 1886 году. Тридцать лет минули со времени Крымской войны, когда благодаря Н.И. Пирогову и великой княгине Елене Павловне сестры Крестовоздвиженской общины возродили традиции заботы женщин о раненых и больных воинах.

В годы Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. в эту благородную деятельность включились тысячи русских женщин, стремившихся милосердием и своим теплом исцелить раны страждущих. Многие из них были благородного звания, не имели нужды в средствах, но, несмотря на это, мужественно исполняли свой христианский долг на полях сражения.

Перед нами показан собирательный образ сестры милосердия, но есть мнения некоторых исследователей, что художник, создавая картину, вдохновлялся светлым подвигом Даши Севастопольской (Дарьи Лаврентьевны Михайловой). Среди защитников Севастополя она была известна как отважная сестра милосердия.
Перед нами женщина, посвятившая себя благородному делу — спасению раненых людей.

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 янв 2025

Генрих Семирадский - картина «Грешница», 1873

Генрих Ипполитович Семирадский работал над картиной «Грешница», заказчиком которой был великий князь Владимир Александрович, в Риме.
В марте 1873 года картина была доставлена в Санкт-Петербург, где была показана на Академической выставке. За создание полотна Академия художеств присвоила Семирадскому звание академика.

Семирадский избрал Рим своей резиденцией сразу же после того, как оказался там в первый раз. От первоначального намерения обосноваться во Флоренции отказался не задумываясь.
По ча…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  16 мар 2025