Орлов Пимен Никитич — русский художник. Учился в Императорской Академии художеств, в портретном классе К. П. Брюллова.
Выбор жанрового направления был не случаен. Карл Брюллов в середине XIX века считался ведущим российским портретистом, картины его высоко ценились, число желающих заказать у него портретное изображение было велико. Многие живописцы подражали художественной манере Брюллова. Орлов же, не имея серьёзной материальной поддержки со стороны, в студенческие годы вынужден был зарабатывать на жизнь собственным творчеством и портреты в стиле Брюллова позволили Пимену Никитичу иметь достаточно средств к существованию. Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту мастерства художника — в 1836 году Орлову была присуждена серебряная медаль 2-й степени.
Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.
***
В 1837 году Пимен Никитич заканчивает академию, получив при выпуске серебряную медаль первой степени и звание свободного художника. А спустя четыре года ему представилась возможность поехать за границу для изучения мирового искусства.
Поселившись в Риме, трудолюбивый мастер очень быстро приобретает популярность художника жанровых картин, а также талантливого портретиста.
В Италии была написана и эта картина.
***
Сюжет
Картина служит иллюстрацией сюжета о мученической смерти князя Михаила Тверского в 1318 году. Первая четверть XIV века была одним из самых трагичных периодов в истории России.
Князь был приговорён ордынцами к смерти.
В ожидании казни, он проводил время в молитве и чтении псалмов.
Верные ему слуги предлагали ему спастись бегством, но он, понимая, чем это может грозить его соплеменникам, отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!».
Согласно преданию, непосредственно перед приходом злодеев он раскрыл Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Когда же он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сообщил, что толпа людей приближается к шатру. Злодеи повергли князя Михаила на землю, мучили, били пятами. Один же из них вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце.
Впоследствии Михаил Тверской был причислен к лику православных святых.
Описание
На картине показан тот момент, когда князь, зная, что его ждет неминуемая смерть, стал к ней готовится как это полагалось правоверному христианину.
На полотне мы видим, как князь, преклонив колена, обняв бросившегося к нему в объятия сына, обратил свой взор к священнику.
На шее Михаила уже замкнута деревянная колода. Сзади него уже приготовил меч палач, чтобы исполнить смертный приговор. Он приподнимает полог огромного шатра, лицо его искажено ненавистью к русскому князю, рядом с которым священник и диакон, напутствующие его перед кончиной.
Священник перстом указывает на раскрытую Псалтирь, правая рука приподнята. В этот момент полог шатра разверзся и явился с неба Ангел Господень с крестом. Это видение открылось лишь верующим, татары его не замечают.
Картина выполнена в академическом стиле, для которого была свойственна нарочитая театральность, назидательность, деление персонажей на две категории — положительных, показывающих зрителю достойный пример подражания и отрицательных.
Положительные персонажи здесь князь с семьей и священство. Отрицательные — татары. Занавес шатра выполняет роль кулис. Расстановка фигур на картине театральна, художник мастерски передает трагизм, особенно удачно ему удался образ князя-страстотерпца.
Художнику удалось передать глубокий психологизм изображаемых персонажей, заставляя зрителя почувствовать жестокую реальность этого трагического события.