Пётр Александрович Кривоногов (1910, Киясово, Вятская губерния -1967, Москва) — советский живописец-баталист, фронтовик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), лауреат Сталинской премии (1949).
«Я задумал создание картины, в которой должен звучать гимн Победы над фашистской армией…
Я стремился с беспощадной правдой показать разбитого в собственном логове зверя, а в наших солдатах-победителях мне хотелось передать радость конца войны, скромных ее тружеников, которые прошли великий путь от Волги до Берлина».
П.А. Кривоногов
Художник Пётр Кривоногов прошёл всю войну — от Москвы до Берлина. Майор Кривоногов награждён орденом Красной Звезды. Многие зарисовки делал прямо на передовой, в том числе в столице Рейха.
Особое место в развитии героической темы в искусстве, как и в творчестве выдающегося художника-баталиста Петра Александровича Кривоногова, занимает его картина «Победа».
Путь к этой картине был у художника долгим и нелегким. К ней он шел всю войну. И то, что он видел в боях под Москвой, находясь в частях армии К.К. Рокоссовского, и то, что пережил в районе Корсунь-Шевченского, и то, что довелось испытать в ходе штурма Берлина — все надолго вошло в его эмоциональную память.
Рождение замысла картины связано не только с логикой минувшей войны, ее победным завершением, но и не в меньшей мере с судьбой самого художника, с его личными впечатлениями и переживаниями.
Картина была завершена в 1948 г., а замысел возник еще в майские дни 1945 г.
2 мая 1945 г. у Бранденбургских ворот встретились сразу несколько фронтовых групп грековцев (выпускники Красноармейской студии военных художников им. М.Б. Грекова), в одной из них был Кривоногов. Разными фронтовыми путями шли грековцы к Берлину, и вот теперь многие из них, еще за неделю до Дня Победы, оказались в недавнем логове врага.
И пришли они сюда не как сторонние наблюдатели, а как воины, плечом к плечу с теми, кто штурмовал Рейхстаг. Своими глазами художник видел, как взвилось алое знамя Победы над Рейхстагом, водруженный разведчиками гвардии, сержантами Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. Здесь в первых числах мая, невзирая на опасности, таившиеся еще в каждом доме, художник делал свои меткие, выразительные карандашные зарисовки, писал этюды с натуры.
Вот как сам художник описывает эти дни: «2 мая, в весенний солнечный день, я делал этюд с Рейхстага. Только что над куполом его взвился алый стяг Победы… Поистине величественным был этот момент, когда у изрешеченных стен Рейхстага наши чудо-богатыри торжествовали свою великую победу… Но враг еще огрызался. Засевшие в верхних этажах зданий вражеские снайперы обстреливали улицы, и на середине еще нельзя было появляться…».
Вспоминает художник и такой эпизод. На протяжении нескольких часов, устроившись в кузове грузовой машины, он рисовал. Закончив работу и отойдя от машины каких-нибудь десять-пятнадцать шагов, он услышал за спиной оглушительный взрыв. Оглянулся. Машины уже не было: она разлетелась в щепки. Несколько секунд, несколько шагов отделили его в этот день от смерти.
Художник был свидетелем и того, как у стен Рейхстага ликовали наши солдаты. Они обнимались, целовались, размахивали своими автоматами, радостно подкидывали вверх шапки, пилотки, каски. И он ликовал вместе с ними.
Это был апофеоз Победы. Именно так и задумывал художник свою новую картину.
На создание полотна у Петра Александровича ушло около трех лет. В 1948 г. появилась его «Победа», получившая широкое и заслуженное признание в народе.
За эту картину П.А. Кривоногову присудили Государственную премию СССР (1949). Позже он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР (1955). В 1967 г. была учреждена Золотая медаль им. М.Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награжден Петр Александрович Кривоногов.