Перед нами одна из картин «философского цикла» мастера, на которого повлияло учение русских религиозных мыслителей — В.С. Соловьева,
о.Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова. Картины, написанный в период с 1915 по 1918 год отличает философичность, символизм, особая эмоциональная выразительность.
Главные героини холста — это две сестры, взявшиеся за руки, которые идут по дворику скита. Сам двор расположился над речкой Волгой, вокруг него — деревянная оградка. В реке течет голубая чистая вода, окутанная легкой прозрачной дымкой воздуха. На дворе теплый май, трава уже сочная и светло-зеленая. Она, будто мягкий ковер, расстелилась по двору скита. Сестры расположены в левом нижнем углу картины.
Одна из них одета в темные траурные одежды, на голове ее черный платок. Сестра печальна, погружена в раздумья, и как будто не видит наступившую вокруг живую весну.
Другая же, наоборот, изображена в веселом праздничном светлом сарафане, на голове у нее яркий цветной платок, а в руке она держит букет из живых цветов. Она протягивает руку и как бы приветствует кого-то, с другой стороны.
Ее переполняет любовь к жизни, веселье и радует наступившая кругом весна.
Художник на своем полотне изобразил два абсолютно разных мировоззрения, два пути: один — мир таинственный, мир внутренних исканий и размышлений, отвергший земную суету. Он связан с пространством скита, с тихой молитвой, с уединением и размышлением над собственными грехами.
Другой — земной — как будто бы открытый, исполненный жизни. Но радость земного мира быстротечна и приходяща, любовь земная — это миг, мгновение. Бушующая зелень и красота его непостоянна, она исчезнет в вечности, не оставив следа.
Казалось бы, художник противопоставляет печаль и радость, их символы одежды двух сестер, пейзаж.
Но на самом деле мирское и небесное — скорбь о грехах и радость в Боге лишь стороны одной медали: Христос не отвергает жизнь, земное бытие во своем его многообразии Его творение. Но в нем несовершенство — вошедшая с грехом Адама смерть нарушила гармонию Эдема, и мир земной лишился райской и блаженной жизни. Однако следование за Христом, стремление к духовной жизни, посредством покаяния, молитвы и труда ведет к утраченному совершенству.
Показанный контраст символизирует собою выбор: куда стремиться человеку, к чему идти, что выбрать — кратковременность земного бытия или напротив, вечность бытия небесного.