Место для рекламы

ШОСТАКОВИЧ.СТРАСТИ ПО ШЕКСПИРУ

Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной, —
Тот может быть изменником, лгуном,
Грабителем: его души движенья
Темны, как ночь, и, как Эреб, черна
Его приязнь. Такому человеку
Не доверяй…
Уильям Шекспир

Дмитрий Шостакович много раз обращался к творчеству Уильяма Шекспира: он писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам по мотивам произведений драматурга.

Премьера спектакля «Король Лир» в постановке Козинцева состоялась 24 марта 1941 года в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени Горького. Литературовед Натан Берковский отмечал, что постановка показывала весь «мрак и ужас трагедии», трагичность строя, который «поощряет в людях низменное, низкое, грубое и оставляет без последствий благородные поступки или же карает за них». На сцене возвышались виселицы, что рождало ассоциации с советскими реалиями.

Дмитрий Шостакович в статье, подготовленной к премьере, писал: «Шекспир, видимо, сам очень любил музыку и чувствовал ее могучую силу и очарование, иначе бы он не создал знаменитую сцену пробуждения больного короля Лира под музыку». Он признавался, что непросто было «отобразить в музыке… ужас медленной и мучительной гибели всех иллюзий короля Лира». Кроме инструментальных пьес композитор сочинил балладу Корделии и десять маленьких песен Шута — колких и саркастических.

К работе над кинофильмом «Король Лир» Григорий Козинцев приступил в 1969 году и подробно обсуждал с Шостаковичем музыкальное решение сцен. Композитору работа над картиной давалась тяжело из-за проблем со здоровьем. Всего в музыкальной партитуре фильма было 70 номеров, как кратких (сигналы труб, рогов), так и развернутых («Голос правды», «Буря»). Песенки Шута позаимствовали из музыки к спектаклю, но в фильме они не стали полноценными вокальными номерами: Шут лишь напевал отдельные строчки, как бы «случайно» их припоминая.

В 1932 году художник-постановщик Николай Акимов поставил свой первый спектакль — «Гамлета» в Театре имени Вахтангова. Постановка оказалась весьма спорной и даже получила громкий эпитет «извращение классики». Однако все признавали: музыка Дмитрия Шостаковича была «самое лучшее, самое смелое в спектакле, она все время на какой-то чудесной границе иронии и сатиры».

Композитор создавал музыкальную партитуру в полном соответствии со смелым замыслом Акимова, поэтому темы некоторых номеров напоминали советские массовые песни. В песне Офелии («Заутра Валентинов день») прослеживались интонации «Песни о встречном», которую Шостакович написал для фильма «Встречный» в 1931 году. В карикатурных тонах была исполнена миниатюра «Уход короля и королевы»: вместо благородной музыки звучала легкомысленная полька.

В 1954 году режиссер Григорий Козинцев поставил «Гамлета» в переводе Бориса Пастернака в Ленинградском театре драмы имени Пушкина. К нему Шостакович написал два небольших музыкальных номера: «Жигу», похожую на темпераментную тарантеллу, и «Финал» — торжественное завершение трагической истории. Автографы этих номеров так и не были найдены — известны только рукописные копии партитур, хранившиеся в театре.

Размышляя о «Гамлете», Григорий Козинцев писал: «смысл трагедии Шекспира не в том, что ее герой бездействен, а в том, что она сама побуждает людей к действию — она набат, пробуждающий совесть». Работу над сценарием будущего фильма он начал в 1957 году и сразу решил, что музыку к картине должен написать именно Шостакович. Он с огромным уважением относился к композитору и даже писал ему: «В черные минуты (а их так много!) я вспоминаю Вас и думаю: какая же великая сила заключена в Вас, что „самые крупные калибры артиллерии“ ничего не могли сделать с Вашей музыкой».

Фильм «Гамлет» вышел на экраны 19 апреля 1964 года, и в посвященной ему статье критик Виктор Комиссаржевский назвал музыку Шостаковича нервом картины: «…она [музыка] умеет передавать и гул времени, и тончайшее движение человеческой души».

Композитор создал для фильма 34-е произведение. Он посвятил Гамлету тему-«портрет», которая развивалась вместе с героем: сомневалась, вступала в противоборство и побеждала.

Опубликовал    25 апр 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Я не могу решить ничьих проблем. Но я могу создать музыку, которая подтолкнет людей к решению.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  30 окт 2014

Жизнь и творчество Эннио Морриконе

Итальянский композитор, аранжировщик и дирижёр. В основном пишет музыку для кино и телевидения.

Родился 10 ноября 1928 года в Риме, в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи. Он был старшим из пяти детей. В 9 лет он поступил в консерваторию Святой Цецилии в Риме, где проучился 11 лет, получив 3 диплома — по классу трубы в 1946 году, по классу оркестра (фанфар) в 1952 и по классу композиции в 1953.
Когда Эннио исполнилось 16 лет, он занял место в…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  22 апр 2018

Ушел из жизни знаменитый композитор Мишель Легран

Знаменитый французский композитор Мишель Легран ушел из жизни
в возрасте почти 87-ми лет. Он скончался ночью 26 января 2019 года
в Париже, сообщил пресс-секретарь композитора.

При упоминании имени знаменитого французского композитора
обычно звучит фраза: «А, ну как же! «Шербурские зонтики»!" Мишель Легран — пианист, аранжировщик, дирижер и певец,

обладатель трех «Оскаров» и пяти «Грэмми», за свою творческую
карьеру Легран написал б…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  29 янв 2019